«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 39% |
Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики,
транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель
для обеспечения космической деятельности, земель обороны,
безопасности и земель иного специального назначения
1. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения
космической деятельности, обороны, безопасности и иного
специального назначения составляют самостоятельную категорию.
Основным критерием отнесения земельных участков к этой категории
земель является общая цель, для которой используются эти земли, -
создания различного рода объектов недвижимости и их эксплуатации.
Объединение указанных земель в рамках рассматриваемой категории
обусловлено также и тем обстоятельством, что это земли
несельскохозяйственного назначения, используемые для специальных
нужд. Другим критерием, с помощью которого определяются эти земли,
является факт их нахождения за пределами черты городских и
сельских поселений.
В зависимости от конкретных целей, для которых
предоставляются эти земли, различаются следующие основные их виды:
земли промышленности;
земли энергетики;
земли транспорта;
земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
земли для обеспечения космической деятельности;
земли для обеспечения обороны и безопасности;
земли иного специального назначения.
Основы правового режима указанных видов земель данной
категории определены соответственно в ст.88-99 ЗК.
2. Правовой режим земель промышленности и иного специального
назначения имеет отличительные черты. Основная функция, которую
выполняют эти земли, выражается в их использовании как
пространственного операционного базиса, как места размещения
объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи,
энергетики и т.п.
Для этих специальных задач должны предоставляться в первую
очередь земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, либо
при отсутствии таковых земель - сельскохозяйственные угодья
худшего качества (см. комментарий к ст.79 ЗК). В земельном
законодательстве установлены ограничения на изъятие земель,
используемых как средство производства в сельском и лесном
хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,
информатики, космического обеспечения, обороны и иного
специального назначения.
Особенностью правового режима данной категории земель
является установление различных видов зон с особыми условиями
использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях
обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий
для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов.
Установление зон с особыми условиями использования земель дает
возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки
для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные
размеры.
Земельные участки, на которых устанавливаются указанные зоны,
у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и
арендаторов не изымаются, но в их пределах вводится особый режим
использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды
деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Зоны
устанавливаются на основании нормативных правовых актов решениями
соответствующих органов при предоставлении земель.
Основная отличительная черта правового регулирования
использования данной категории земель заключается в том, что
правовой режим их и смежных земельных участков подчинен режиму
эксплуатации объектов недвижимости, прочно связанных с землей. Это
обстоятельство обусловливает установление зон с особыми условиями
использования земель и иных.
Другой особенностью правового режима земель промышленности и
иного специального назначения является строгое нормирование
размеров земельных участков, предоставляемых для использования их
в несельскохозяйственных целях. Согласно ст.33 ЗК размеры
земельных участков для несельскохозяйственных целей определяются
по утвержденным в установленном порядке нормам отвода земель для
этих видов деятельности либо в соответствии с правилами
землепользования и застройки, землеустроительной,
градостроительной и проектной документацией.
3. Что касается земель иного специального назначения, то к
ним относятся земли, предоставленные для использования их
государственной наблюдательной сетью. Права собственников,
владельцев, землепользователей и арендаторов могут быть ограничены
в интересах охраны государственной наблюдательной сети (ст.13
Федерального закона от 19 июля 1998 г. "О гидрометеорологической
службе"). Государственная наблюдательная сеть, в том числе
отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится
исключительно к федеральной собственности и находится под охраной
государства. В целях получения достоверной информации о состоянии
окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных
пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством РФ,
создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на
хозяйственную деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1999 г. N 972
было утверждено Положение о создании охранных зон стационарных
пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее
загрязнением (СЗ РФ. 1999. N 36. Ст.4405.). В Положении установлен
порядок создания . В Положении установлен порядок создания
охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием
окружающей природной среды, ее загрязнением, входящих в
государственную наблюдательную сеть, относящуюся исключительно к
федеральной собственности и находящуюся под охраной государства.
Под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс,
включающий в себя земельный участок или часть акватории с
установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными
для определения характеристик окружающей природной среды, ее
загрязнения.
В целях получения достоверной информации о состоянии
окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных
пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования,
устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде
земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане
местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на
расстоянии, как правило, 200 м во все стороны. Размеры и границы
охранных зон стационарных пунктов наблюдений определяются в
зависимости от рельефа местности и других условий. Размеры и
границы охранных зон стационарных пунктов наблюдений, размещенных
на территории портов, определяются по согласованию с
администрацией портов с тем, чтобы не создавать помехи
производственной деятельности, и с учетом перспектив развития
портовых комплексов и объектов инфраструктуры морского и
внутреннего водного транспорта.
Предоставление (изъятие) земельных участков и частей
акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений
производится в соответствии с земельным, водным и лесным
законодательством РФ на основании схем размещения указанных
пунктов, утвержденных специально уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и
смежных с ней областях, и по согласованию с органами
исполнительной власти субъектов Федерации. В пределах охранных зон
стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на
хозяйственную деятельность, которая может отразиться на
достоверности информации о состоянии окружающей природной среды,
ее загрязнении. На земельные участки, через которые осуществляется
проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в
государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены
сервитуты в порядке, определенном законодательством РФ.