«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 42% |
Статья 88. Земли промышленности
1. Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой
категории земель находятся только вне территорий поселений, Это
объясняется тем, что земли, занятые промышленными предприятиями в
городах и других населенных пунктах, включаются в состав земель
поселений. К землям промышленности относятся земельные участки,
которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий
металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и
других отраслей промышленности. Это земли, занятые фабриками,
заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими
горнодобывающими предприятиями.
Наиболее важные признаки земель промышленности состоят в том,
что они расположены вне территорий населенных пунктов и
обслуживают производственные, административно-хозяйственные и
жилищно-строительные нужды промышленных предприятий.
Размеры земельных участков для размещения и эксплуатации
промышленных предприятий в законодательном порядке не
устанавливаются, они устанавливаются в каждом конкретном случае в
соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом
строительства или реконструкции предприятия. Земельные участки
предоставляются промышленным предприятиям для осуществления их
производственной деятельности и используются для размещения
производственных объектов, цехов, складов, прокладки коммуникаций
и других целей.
Промышленные предприятия обязаны использовать свои земельные
участки строго по целевому назначению Они не могут использовать
свои земли для каких-либо целей, не связанных с их
производственной деятельностью. Хотя промышленные предприятия
могут образовывать подсобные сельские хозяйства, но для этих целей
им предоставляются земельные участки, которые относятся к
категории земель сельскохозяйственного назначения.
2. Неотъемлемым элементом правового режима земель
промышленности являются требования законодательства об охране
окружающей среды, касающиеся создания и эксплуатации промышленных
объектов. Такого рода требования содержатся в нескольких отраслях
законодательства. Общие экологические требования при размещении,
проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в
эксплуатацию; эксплуатации, консервации и ликвидации зданий,
сооружений и иных объектов установлены в ст.34 Федерального закона
"Об охране окружающей среды" 2002 г. В ст.35-52 указанного Закона
сформулированы требования в области охраны окружающей среды в
отдельных отраслях промышленности и в конкретных видах
производства (См.: РГ. 2002. 12 янв.).
Соответствующие требования содержатся также и в
законодательстве о природных ресурсах. Например, в Лесном кодексе
РФ (ст.65) определен порядок согласования мест строительства
объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов. Места
строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство
лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта
Федерации и соответствующим территориальным органом федерального
органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением
государственной экологической экспертизы.
В свою очередь Водный кодекс РФ (ст.105) предусматривает, что
при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,
вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также при
внедрении новых технологических процессов должно учитываться их
влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду.
Места строительства (размещения) хозяйственных и других объектов,
влияющих на состояние водных объектов, определяются по
согласованию со специально уполномоченным органом управления
использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной
среды, другими государственными органами управления использованием
и охраной природных ресурсов, государственным органом
санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с
законодательством РФ.
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного
воздуха" (ст.1) закрепляет правило, согласно которому при
проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и
эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при
застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться
непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в
соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также
со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей
озелененных территорий.
Указанные требования реализуются путем выполнения условий,
предусмотренных в законодательстве о градостроительстве. Согласно
ст.9 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность
должна осуществляться с соблюдением требований безопасности
территорий и поселений и их защиты от воздействия чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера. Статья 10
Градостроительного кодекса РФ специально посвящена обеспечению
соблюдения требований охраны окружающей природной среды,
экологической безопасности и санитарных правил при осуществлении
градостроительной деятельности.
3. Производственная деятельность промышленного предприятия
представляет собой источник повышенной опасности для населения и
состояния окружающей среды, поэтому на соседних земельных участках
устанавливаются особые санитарно-защитные зоны. Цель установления
этих зон - обеспечить санитарную защиту местности от промышленных
выбросов. Установление таких зон является особенностью правового
режима этих земель.
Порядок установления санитарно-защитных зон определен в
санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН
2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно-защитные зоны и санитарная
классификация предприятий, сооружений и иных объектов",
утвержденных Главным государственным санитарным врачом России 17
мая 2001 г. (БНА. 2001. N\22.)Санитарные правила устанавливают
обязательные гигиенические требования к размеру санитарно-защитных
зон в зависимости от санитарной классификации предприятий,
сооружений и иных объектов, требования к их организации и
благоустройству, основания к пересмотру их размеров.
Требования правил распространяются на размещение,
проектирование и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и
действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного
назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики,
опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального
назначения, спорта, торговли и др.
Обязательным условием современного промышленного
проектирования является внедрение передовых ресурсосберегающих,
безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих
максимально сократить или избежать поступлений вредных химических
или биологических компонентов выбросов в атмосферу, почву и
водоемы, предотвратить или снизить воздействие физических факторов
до гигиенических нормативов и ниже. Разрабатываемые в проектах
строительства и реконструкции технологические и технические
решения должны быть детально обоснованы результатами
опытно-промышленных испытаний, при проектировании производств на
основе новых технологий - данными опытно-экспериментальных
производств, материалами зарубежного опыта по созданию подобного
производства.
На территории с превышением показателей фона выше
гигиенических нормативов допускается размещение предприятий, не
имеющих вредных выбросов в атмосферный воздух и физического
воздействия. Для действующих объектов, являющихся источниками
загрязнения среды обитания человека, разрешается проведение
реконструкции или перепрофилирование производств при условии
снижения всех видов воздействия на среду обитания до предельно
допустимых выбросов и допустимых уровней физических факторов.
Предприятия, их отдельные здания и сооружения с
технологическими процессами, являющимися источниками воздействия
на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от
жилой застройки санитарно-защитными зонами (СЗЗ). Такая зона
является обязательным элементом любого объекта, который может быть
источником химического, биологического или физического воздействия
на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ
осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим
законодательством и настоящими нормами и правилами. Поэтому
предоставление земельных участков в границах СЗЗ производится при
наличии заключения территориальных органов госсанэпиднадзора об
отсутствии нарушений санитарных норм и правил.
Территория СЗЗ предназначена для обеспечения снижения уровня
воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам
воздействия за ее пределами; создания санитарно-защитного и
эстетического барьера между территорией предприятия и территорией
жилой застройки; организации дополнительных озелененных площадей,
обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию
загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности
микроклимата.
СЗЗ должна иметь последовательную проработку ее
территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех
этапах разработки всех видов градостроительной, предпроектной и
проектной документации, строительства и эксплуатации отдельного
предприятия или промышленного комплекса. В составе проекта
организации, озеленения и благоустройства санитарно-защитных зон
необходимо представить документацию в объеме, позволяющем дать
оценку проектных решений о соответствии их санитарным нормам и
правилам.
В предпроектной и проектной документации на строительство
новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих
предприятий и сооружений должны быть предусмотрены средства на
организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая
переселение жителей, в случае необходимости, а в составе
проектно-сметной документации должен быть представлен проект по ее
организации, благоустройству и озеленению в соответствии с
действующей нормативной документацией.
Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с
технологическими процессами, являющимися источниками воздействия
на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности,
условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в
окружающую среду токсических и пахучих веществ, создаваемого шума,
вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом
предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на
среду обитания и здоровье человека при обеспечении соблюдения
требований гигиенических нормативов в соответствии с санитарной
классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются
следующие минимальные размеры санитарно-защитных зон: предприятия
первого класса - 1000 м; второго класса - 500 м; третьего класса -
300 м; четвертого класса - 100 м; предприятия пятого класса - 50
м. При этом временное сокращение объема производства не является
основанием к пересмотру принятой величины СЗЗ для максимальной
проектной или фактически достигнутой его мощности.
Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, с
новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов
в стране и за рубежом, с наличием в выбросах в атмосферу
химических и биологических веществ первого и второго класса
опасности, ширина СЗЗ устанавливается в каждом конкретном случае
решением Главного государственного санитарного врача РФ.
Достаточность ширины СЗЗ по принятой классификации должна
быть подтверждена выполненными по согласованным и утвержденным в
установленном порядке методам расчетами рассеивания выбросов в
атмосфере для всех загрязняющих веществ, распространения шума,
вибрации и электромагнитных полей с учетом фонового загрязнения
среды обитания по каждому из факторов за счет вклада действующих,
намеченных к строительству или проектируемых предприятий. В
случае, когда расчетные уровни воздействия достигают нормативных
значений внутри границы территории действующего предприятия, что
подтверждено также результатами систематических лабораторных
исследований, устанавливается минимальная зона до жилой застройки
шириной не менее 50% от нормативной в соответствии с принятой
классификацией, с последующим ее благоустройством и озеленением.
Для групп промышленных предприятий или промышленного узла единым
проектом СЗЗ устанавливается единая санитарно-защитная зона с
учетом суммарных выбросов всех источников.
Для современных крупных промышленных комплексов (черная и
цветная металлургия, предприятия нефтепереработки и нефтехимии,
биосинтеза, лесопромышленный комплекс и др.) размеры СЗЗ
обосновываются генпроектировщиком и устанавливаются как единое
образование для всех предприятий комплекса. Размеры нормативных
санитарно-защитных зон, указанные в данной санитарной
классификации производств, для таких комплексов следует
рассматривать как ориентировочные.
Размеры СЗЗ могут быть изменены для предприятий I и II
классов по решению Главного государственного санитарного врача
России или его заместителя, для предприятий III и IV классов - по
решению Главного государственного санитарного врача субъекта
Федерации или его заместителя.
Основаниями увеличения размера СЗЗ или создания
индивидуальных зон для отдельных предприятий и промышленных
комплексов сверх установленных по санитарной классификации
производств являются превышение допустимых уровней воздействия по
любому фактору за пределами территории СЗЗ по материалам
лабораторного контроля при невозможности снижения уровня
загрязнения техническими средствами, а также наличие новых,
недостаточно изученных, не имеющих аналогов в стране и за рубежом
технологий.
Размеры СЗЗ могут быть уменьшены в случаях стабильного
достижения уровня техногенного воздействия на среду обитания и
население в рамках и ниже нормативных требований по материалам
систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за
состоянием загрязнения воздушной среды; при подтверждении замерами
снижения уровней шума и других физических факторов в пределах
жилой застройки ниже гигиенических нормативов; уменьшении
мощности, перепрофилировании предприятия и связанном с этим
изменении класса опасности.
Запрещается размещение в СЗЗ коллективных или индивидуальных
дачных и садово-огородных участков. В границах СЗЗ и на территории
промплощадок запрещается размещать предприятия пищевой
промышленности, а также по производству посуды, тары, оборудования
и т.д. для пищевой промышленности, склады готовой продукции,
предприятия по производству воды и напитков для питьевых целей,
комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения
питьевой воды. Размещение спортивных сооружений, парков,
образовательных учреждений, лечебно-профилактических и
оздоровительных учреждений общего пользования на территории СЗЗ не
допускается.
В границах данной зоны допускается размещать сельхозугодья
для выращивания технических культур, не используемых для
производства продуктов питания; предприятия, их отдельные здания и
сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем
основное производство. При наличии у размещаемого в СЗЗ объекта
выбросов, аналогичных по составу с выбросами основного
производства, обязательно требование непревышения гигиенических
нормативов на границе СЗЗ и за ее пределами при суммарном учете. В
зоне могут находиться пожарные депо, бани, прачечные, гаражи,
площадки индивидуальной стоянки автомобилей и мотоциклов;
автозаправочные станции, здания управления, конструкторские бюро,
учебные заведения, поликлиники, магазины, научно-исследовательские
лаборатории, связанные с обслуживанием данного предприятия,
спортивно-оздоровительные сооружения для работников предприятия;
нежилые помещения для дежурного аварийного персонала и охраны
предприятий, сооружения для хранения общественного и
индивидуального транспорта, местные и транзитные коммуникации,
ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские
скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие
сооружения для подготовки технической воды, канализационные
насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, питомники
растений для озеленения промплощадки, предприятий и
санитарно-защитной зоны.
4. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет условия
предоставления земельных участков для разработки полезных
ископаемых. Во-первых, земельный участок может быть предоставлен
только после оформления горного отвода. Во-вторых, должен быть
утвержден проект рекультивации земель и, в-третьих, сначала должны
быть восстановлены ранее отработанные площади.
Статья 7 Закона РФ "О недрах" признает объектом права
пользования недрами участок недр, индивидуализация которого
производится в виде горного отвода - геометризованного блока недр,
т.е. геометрически определенного пространства недр. Если участок
недр предоставляется для геологического изучения, то объект права
пользования оформляется как геологический отвод.
Отличие горного отвода от гелогического отвода заключается в
том, что пользователь, получивший горный отвод, имеет
исключительное право осуществлять в его границах пользование
недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая
деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного
отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр,
которому он предоставлен. Что касается геологического отвода, то в
его границах могут одновременно проводить работы несколько
пользователей недр и их взаимоотношения определяются при
предоставлении недр в пользование.
Пространственные границы участка недр, предоставляемого в
пользование, обязательно указываются в лицензии на пользование
недрами согласно п.3 ч.1 ст.12 Закона РФ "О недрах". Горный или
геологический отвод определяют основную сферу реализации прав
недропользователя и осуществления его обязанностей.
Порядок предоставления горных отводов и определения их границ
при предоставлении лицензий на пользование недрами для добычи
полезных ископаемых регулируется Инструкцией по оформлению горных
отводов для разработки месторождений полезных ископаемых,
утвержденной Госгортехнадзором России и Минприроды России 31
декабря 1997 г., 7 февраля 1998 г. N 58, 56 (БНА. 1998. N\7.).
Положения Инструкции не распространяются на случаи предоставления
горных отводов для разработки месторождений питьевых и технических
вод, а также разработки месторождений нефти, газа, газоконденсата
и теплоэнергетических вод, а также строительства и эксплуатации
подземных хранилищ газа и продуктов переработки углеводородов.
Горный отвод предоставляется пользователю недр для добычи
полезных ископаемых. Документы, удостоверяющие горный отвод,
определяют его пространственное положение в плане, по глубине и
являются неотъемлемой составной частью лицензии на пользование
недрами.
Предварительные границы горного отвода по согласованию с
территориальными органами Госгортехнадзора России устанавливаются
при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование
недрами. В предварительные границы горного отвода могут включаться
конкретные участки недр для проведения разведки и геологического
изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные
границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения
технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых
(проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных
работ), прошедшего в установленном порядке согласование,
экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные
границы горного отвода, включаются в лицензию (п.4 указанной
Инструкции).
После получения документов, удостоверяющих уточненные границы
горного отвода, и в пределах этих границ разрешается добыча
полезных ископаемых. В случае, когда по результатам поиска,
разведки, проектных, научно-исследовательских работ и т.д.
возникает необходимость изменить уточненные границы горного
отвода, в пределах предоставленного при лицензировании участка
недр, из-за изменения условий лицензии, ее переоформления, то
документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются
в органах Госгортехнадзора России. Переоформлению подлежат
горноотводный акт и топографический план, а проект горного отвода
должен быть дополнен обоснованием необходимости изменения ранее
установленных границ.
Границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения
рационального использования и охраны недр при разработке
месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от
вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых,
обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты
интересов недропользователя и государства.
Уточненные границы горного отвода устанавливаются только на
ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы
полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу.
Если лицензией на пользование недрами в целях разведки или
геологического изучения недр предусматривается добыча полезных
ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в
соответствии с условиями лицензии на пользование недрами (п.12). В
процессе определения границ горного отвода принимаются во внимание
пространственные контуры месторождения полезного ископаемого, зоны
сдвижения горных пород, проектные контуры карьера (разреза),
границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны округов
горно-санитарной охраны, зоны охраны от вредного влияния горных
разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр, земной
поверхности и окружающей среды в связи с процессом геологического
изучения и использования недр (п.14). Предварительные границы
горного отвода указываются в географической системе координат, а
уточненные границы горного отвода указываются в условной системе
прямоугольных координат, принятых в установленном порядке.
Горный отвод, с уточненными границами, выдается на основании
представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проекты
горных отводов на разработку месторождений полезных ископаемых
составляются организациями, имеющими выданную Госгортехнадзором
России лицензию на проектирование горных производств.
Инструкция определяет требования к содержанию проекта горного
отвода. В проекте, в частности, указываются: данные о пользователе
недр, получившем лицензию; указание пространственных границ
участка недр, предоставленного в пользование; данные о целевом
назначении работ, связанных с пользованием недрами; наименование
организации, осуществляющей проектирование предприятия по добыче
полезного ископаемого и подготовившей проект горного отвода; общие
сведения о территории над горным отводом (географическое и
административное местоположение, величина площади, характер
сельскохозяйственных и лесных угодий, застроенность, использование
и т.д.) и другие сведения.
В компетенцию органа Госгортехнадзора России входит
рассмотрение и проверка правильности и обоснованности уточненных
границ горного отвода с учетом требований законодательства о
недрах, настоящей Инструкции, а также других нормативных
документов и технического проекта разработки месторождения в части
полноты и обоснованности проектных решений по указанным границам с
учетом вопросов рационального, комплексного использования запасов
полезных ископаемых и охраны недр, а также обеспечения безопасных
условий труда и жизни людей, охраны окружающей среды, зданий,
сооружений и других объектов от вредного влияния горных работ.
При несоответствии границ горного отвода границам безопасного
ведения горных работ, что создает угрозу безопасности людей,
рациональному использованию запасов, окружающей природной среде,
зданиям и сооружениям, его границы могут быть изменены. В этом
случае оформляются новые, уточненные границы горного отвода.
Порядок предоставления горных отводов и определения их границ
при предоставлении лицензии на пользование недрами для разработки
месторождений нефти, газа, газоконденсата и теплоэнергетических
вод, а также строительства и эксплуатации подземных хранилищ газа
и продуктов переработки углеводородов установлен в Инструкции о
порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и
нефтяных месторождений, утвержденной постановлением
Госгортехнадзора России от 11 сентября 1996 г. N 35 (РВ. 1996. 17
окт. N 197.). Инструкция по оформлению горных отводов для
использования недр в целях, не связанных с добычей полезных
ископаемых, утвержденная постановлением Министерства природных
ресурсов РФ и Госгортехнадзора России от 25 марта 1999 г. N 18/24
(БНА. 1999. N 20.), устанавливает порядок предоставления горных
отводов и определения их границ при предоставлении лицензий на
пользование недрами для строительства и эксплуатации подземных
сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на
территории РФ, в пределах континентального шельфа и морской
исключительной экономической зоны РФ.
Что касается проектов рекультивации земель, то Закон РФ "О
недрах" (ст.12) предусматривает, что порядок и сроки подготовки
проектов рекультивации земель должны быть в обязательном порядке
указаны в лицензии на право пользования недрами. Статья 22
указанного Закона обязывает недропользователей приводить участки
земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании
недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
5. Правовой режим земельных участков для разработки полезных
ископаемых весьма специфичен. Осуществление всех видов права
пользования недрами непосредственно связано с использованием
земли. Добыча находящихся в недрах земли полезных ископаемых
невозможна без использования для этих целей поверхности земли. В
связи с этим одним из важнейших прав недропользователя является
его право на земельный участок.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 15
июля 1992 г. N 3314-1 "О порядке введения в действие Положения о
порядке лицензирования пользования недрами" (ВВС РФ. 1992. N 33.
Ст.1917.) предоставление лицензий на право пользования недрами
осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование
соответствующими земельными участками. Получение земельных
участков во временное пользование (В настоящее время земельное
законодательство не предусматривает такого титула на земельные
участки.) или их изъятие осуществляются в соответствии с земельным
законодательством РФ и республик в составе РФ, а также правовыми
актами краев, областей, автономных образований. Взаимоотношения
пользователей недр с собственниками земельных участков в связи с
пользованием недрами регулируются земельным законодательством РФ и
республик в составе РФ, а также правовыми актами краев, областей,
автономных образований.
Ведение переговоров с соответствующими органами о выделении и
оформлении земельных участков, условиях и сроках пользования
земельными участками, связанных с пользованием недрами,
осуществляет Минприроды России или его территориальные
подразделения.
Порядок предоставления недр в пользование связан с решением
вопросов о предоставлении для этих целей земельного участка.
Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется при
наличии предварительного согласия органа управления земельными
ресурсами либо собственника земли на отвод соответствующего
земельного участка для целей недропользования. Отвод земельного
участка в окончательных границах и оформление земельных прав
пользователя недр осуществляются в порядке, предусмотренном
земельным законодательством, после утверждения проекта работ по
недропользованию (ст.11 Закона РФ "О недрах"). В лицензии, в
частности, указываются границы земельного отвода, выделенного для
ведения работ, связанных с пользованием недрами (ст.12 данного
Закона).
Основная особенность правового режима земельных участков для
разработки полезных ископаемых заключается в следующем. Поскольку
основанием для получения земельного участка является право на
горный отвод, поэтому право на земельный участок сохраняется до
тех пор, пока сохраняется право на горный отвод. Утрата права на
горный отвод прекращает и право на земельный участок. В то же
время прекращение права на земельный участок не влечет за собой
прекращения права недропользования. Закон РФ "О недрах" не
предусматривает такого основания прекращения права
недропользования (см. комментарий к ст.20). Таким образом, право
на земельный участок подчинено праву пользования недрами.
В связи с тем, что пользование недрами оказывает влиние на
состояние земель и окружающей среды в целом, ст.22 Закона "О
недрах" возлагает на недропользователей обязанность по соблюдению
утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил),
регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха,
земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного
влияния работ, связанных с пользованием недрами.
В значительной степени эта обязанность реализуется путем
ведения геологической, маркшейдерской и иной документации в
процессе всех видов пользования недрами, что дает возможность
иметь представление о состоянии месторождений полезных ископаемых,
оценивать деятельность недропользователей. Выполнение этой
обязанности возлагается на маркшейдерскую службу. Порядок
деятельности этих служб регулируется Инструкцией по производству
маркшейдерских работ, утвержденной Госгортехнадзором СССР 19
февраля 1985 г. Кроме того, функционируют и отраслевые
маркшейдерские службы. Например, приказом Минтопэнерго РФ от 2
сентября 1998 г. N 292 утверждено Отраслевое положение о
маркшейдерской службе в угольной промышленности. Так,
маркшейдерская служба должна обеспечивать построение и развитие
маркшейдерских опорных и съемочных сетей на земной поверхности и в
горных выработках, производство съемок горных выработок и земной
поверхности, составление и пополнение маркшейдерской документации,
перенесение в натуру геометрических элементов проектов горных
выработок, технических сооружений, зданий и коммуникаций, границ
безопасного ведения горных работ; организацию и проведение
инструментальных наблюдений за процессами сдвижения горных пород,
проявлениями горного давления, деформациями земной поверхности,
зданий и сооружений, за устойчивостью уступов, бортов карьеров и
откосов отвалов и т.д.
Статья 25 Закона "О недрах" предусматривает специальные
условия застройки площадей залегания полезных ископаемых.
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных
комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только
после получения заключения федерального органа управления
государственным фондом недр или его территориального органа об
отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей
застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а
также размещение в местах их залегания подземных сооружений
допускаются с разрешения федерального органа управления
государственным фондом недр или его территориальных органов и
органов государственного горного надзора только при условии
обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или
доказанности экономической целесообразности застройки. Самовольная
застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без
возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации
территории и демонтажу возведенных объектов.
Правила об ограничении застройки площадей залегания полезных
ископаемых содержатся не только в ст.25 Закона РФ "О недрах". Ряд
правовых норм, касающихся настоящего вопроса, содержится в
Градостроительном кодексе РФ. Так, ст.10 Кодекса,
предусматривающая меры по соблюдению требований охраны окружающей
природной среды, экологической безопасности и санитарных правил,
предусматривает, что в градостроительную документацию всех видов
должны включаться разделы об охране недр, окружающей природной
среды, о рациональном использовании природных ресурсов. В
соответствии со ст.20 Градостроительного кодекса РФ граждане и
юридические лица обязаны осуществлять градостроительную
деятельность в соответствии с градостроительной документацией,
правилами застройки, не совершать действия, оказывающие вредное
воздействие на окружающую природную среду, проводить работы по
надлежащему содержанию зданий, сооружений и иных объектов
недвижимости на земельных участках и благоустройству земельных
участков в соответствии с градостроительной и проектной
документацией, градостроительными нормативами и правилами и иными
специальными нормативами.
Статьи 28 и 29 Градостроительного кодекса РФ содержат
требования о том, что обязательным условием для утверждения
градостроительной документации любого вида, проведения
государственной экспертизы градостроительной и проектной
документации в случаях строительства на площадях залегания
полезных ископаемых является наличие положительного заключения
органов Госгортехнадзора России. Заключение органа государственной
экспертизы градостроительной и проектной документации должно быть
основано на заключениях государственной экологической экспертизы,
комитетов по земельным ресурсам и землеустройству, специально
уполномоченных органов охраны памятников культуры, управления
государственным фондом недр, государственного горного надзора,
санитарно-эпидемиологического надзора, органов охраны недр, а
также других заинтересованных государственных органов, перечень
которых определяется заданием на разработку градостроительной и
проектной документации в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст.23 Закона РФ "О недрах" в число основных
требований по рациональному использованию и охране недр включаются
предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных
ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих
площадей в иных целях, обеспечение наиболее полного извлечения из
недр запасов полезных ископаемых, охрана месторождений полезных
ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов,
снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность
месторождений или осложняющих их разработку. Согласно ст.22 Закона
РФ "О недрах" пользователь недр имеет право ограничивать застройку
площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного
ему горного отвода.
Детально порядок регулирования застройки таких площадей
урегулирован постановлением Госгортехнадзора России от 30 августа
1999 г. N 64 "Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений
на застройку площадей залегания полезных ископаемых"(БНА. 1999. N
38.). Положение устанавливает порядок выдачи разрешений на
застройку указанных площадей, включая размещение строительства
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,
и требования по обеспечению промышленной безопасности и охраны
недр, а также требования безопасности территорий и поселений и их
защиты от воздействий техногенного характера.
Предусмотрено, что требования Положения являются
обязательными для всех организаций, независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности, а также
индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих
разработку градостроительной документации, проектирование,
строительство и эксплуатацию зданий и сооружений, включая
промышленные комплексы, инженерные сооружения, объекты дачного и
садоводческого строительства, подземные сооружения, не связанные с
добычей полезных ископаемых, на территории РФ и в пределах ее
континентального шельфа и морской исключительной экономической
зоны РФ.
Разрешения на застройку площадей залегания полезных
ископаемых выдаются в целях предупреждения самовольной и
необоснованной застройки площадей залегания полезных ископаемых,
охраны недр, включая сохранение условий для наиболее полного
извлечения полезных ископаемых, а также обеспечения охраны
объектов строительства от вредного влияния горных работ. При
наличии заключения территориального органа Минприроды России об
отсутствии полезных ископаемых под площадью, намечаемой к
застройке, получение разрешения на застройку площадей залегания
полезных ископаемых не требуется.
Разрешение на застройку выдается на основе данных
горно-геологического обоснования до начала проектирования
намечаемого строительства объекта. Такое обоснование может
разрабатываться в составе градостроительной документации. Участие
представителя Госгортехнадзора России или его территориального
органа в комиссии по выбору площадки для размещения намечаемого к
строительству объекта на площадях залегания полезных ископаемых не
исключает необходимости получения разрешения на строительство
объектов недвижимости в установленном порядке, как это следует из
содержания ст.62 Градостроительного кодекса РФ.
Предусмотрено также, что передача полученного разрешения на
застройку иным организациям, индивидуальным предпринимателям и
физическим лицам не допускается. В случаях изменения названия или
организационно-правовой формы организации, получившей разрешение
на застройку, смены собственника объекта застройки разрешение на
застройку подлежит переоформлению. При этом изменения
горно-геологического обоснования не требуется. Разрешение на
застройку площади горного отвода выдается при наличии согласия на
застройку соответствующего пользователя недр.
В соответствии с п.7 Положения о государственном контроле за
геологическим изучением, рациональным использованием и охраной
недр, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 февраля
1998 г. N 132, органы государственного геологического контроля
прекращают самовольную застройку площадей залегания полезных
ископаемых совместно с органами государственного горного надзора.
Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России,
утвержденное Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г. N 234,
предусматривает, что органы Госгортехнадзора России прекращают
самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых во
взаимодействии с соответствующими органами архитектуры и
градостроительства без возмещения производственных затрат. В связи
с этим территориальные органы Госгортехнадзора России принимают
меры по прекращению самовольной застройки площадей залегания
полезных ископаемых при наличии соответствующей информации или
представлению органов государственного геологического контроля.
Территориальные органы Госгортехнадзора России направляют сведения
о самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых и
предложения по организации ликвидационных работ в органы
государственной власти субъектов Федерации.
Установлен порядок рассмотрения материалов, представленных
для получения разрешения на застройку площадей залегания полезных
ископаемых и выдачи разрешений. Разрешение на застройку в случаях,
когда месторождение полезных ископаемых прошло государственную
экспертизу и его запасы поставлены на государственный баланс
запасов полезных ископаемых, а также в случаях подработанных
территорий как с законченным, так и не законченным процессом
сдвижения, выдается Госгортехнадзором России или его
территориальным органом. Разрешение на застройку площадей
залегания полезных ископаемых, отнесенных к прогнозным ресурсам,
выдается совместно Госгортехнадзором России и Министерством
природных ресурсов РФ или их территориальными органами при наличии
согласия пользователя недр и заинтересованных организаций.
В соответствии со ст.25 Закона "О недрах" земельные участки,
необходимые для проведения работ, связанных с геологическим
изучением и использованием недр, временно или постоянно могут
отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам
указанных земельных участков их стоимости в соответствии с
земельным законодательством. Решение об отчуждении таких земельных
участков принимается федеральными органами исполнительной власти
или органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с
разделением их полномочий.