«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 57%

СТАТЬЯ 89

Статья 89. Земли энергетики
1. Земли энергетики выполняют важную роль в качестве
пространственного операционного базиса для размещения
соответствующих энергетических объектов. В соответствии с Указом
Президента РФ от 7 мая 1995 г. N 472 "Об основных направлениях
энергетической политики и структурной перестройки
топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период
до 2010 года" (РГ. 1995. 16 мая.) одним из приоритетов
энергетической политики в нашей стране является структурная
перестройка отраслей топливно-энергетического комплекса,
предусматривающая дальнейшее развитие электрификации, в том числе
за счет экономически и экологически обоснованного использования
атомных и гидроэлектростанций и нетрадиционных возобновляемых
источников энергии.
Действующее законодательство предусматривает специальные
требования, касающиеся энергетических объектов (ст.40 Федерального
закона "Об охране окружающей среды").
2. Учитывая потенциальную опасность объектов, расположенных
на этих землях, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О
безопасности гидротехнических сооружений" (СЗ РФ. 1997. N 30.
Ст.3589.) содержит требования по обеспечению безопасности при
проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации,
реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации
гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов
государственной власти, собственников гидротехнических сооружений
и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности
гидротехнических сооружений. Речь идет о гидротехнических
сооружениях, к которым, в частности, относятся плотины, здания
гидроэлектростанций. Все указанные гидротехнические сооружения,
согласно ст.7 Закона, подлежат внесению в Российский регистр
гидротехнических сооружений. Порядок формирования и ведения
Российского регистра гидротехнических сооружений установлен
постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490 (СЗ РФ.
1998. N 22. Ст.2462.). Действует также Инструкция Минприроды
России, Минтопэнерго России, Минтранса России и Госгортехнадзора
России от 12 июля 1999 г. N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а "О
ведении Российского регистра гидротехнических сооружений" (БНА.
1999. N 34-35.).
Требования к обеспечению безопасности гидротехнических
сооружений сформулированы в ст.8 Закона. Они заключаются в
следующем:
обеспечении допустимого уровня риска аварий гидротехнических
сооружений;
представлении деклараций безопасности гидротехнических
сооружений;
разрешительном порядке осуществления проектирования,
строительства и эксплуатации гидротехнических сооружений;
непрерывности эксплуатации гидротехнических сооружений;
необходимости заблаговременного проведения комплекса
мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения
чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
достаточном финансировании мероприятий по обеспечению
безопасности гидротехнических сооружений;
ответственности за действия (бездействие), которые повлекли
за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже
допустимого уровня.
На собственника гидротехнического сооружения и
эксплуатирующую организацию возлагаются обязанности:
обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности
гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в
эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации,
выводе из эксплуатации и ликвидации;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния
гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий
и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности
гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев
безопасности гидротехнического сооружения;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического
сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований
гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные
для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы
оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических
сооружениях;
совместно с органами местного самоуправления информировать
население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений и
ряд других.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая
организация несет ответственность за безопасность
гидротехнического сооружения, в том числе возмещает ущерб,
нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения,
вплоть до момента перехода прав собственности к другому
физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ
по ликвидации гидротехнического сооружения.
На стадиях проектирования, строительства, ввода в
эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации
гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции,
капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник
гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация
составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.
Декларация безопасности гидротехнического сооружения является
основным документом, который содержит сведения о соответствии
гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание
декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее
разработки устанавливает Правительство РФ с учетом специфики
гидротехнического сооружения (ст.10 Закона). Положение о
декларировании безопасности гидротехнических сооружений утверждено
постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. N 1303 (СЗ РФ.
1998. N 46. Ст.5698.).
Государственная экспертиза деклараций безопасности
гидротехнических сооружений, в том числе на стадии проектирования,
проводится в порядке, установленном Правительством РФ. Для
проведения государственной экспертизы деклараций безопасности
гидротехнических сооружений могут привлекаться
научно-исследовательские и проектные организации.
Деятельность по проектированию, строительству и эксплуатации
гидротехнических сооружений может осуществляться только на
основании соответствующих лицензий, выданных в соответствии с
федеральным законом о лицензировании. Лицензии на эксплуатацию
гидротехнических сооружений выдаются при наличии документов,
подтверждающих финансовое обеспечение ответственности
собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих
организаций за последствия аварий гидротехнических сооружений.
Необходимым условием выдачи таких лицензий является внесение
гидротехнических сооружений в Регистр (ст.12 Закона).
За безопасностью гидротехнических сооружений осуществляется
государственный надзор. Органы государственного надзора
осуществляют надзор и контроль за соблюдением собственниками
гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм
и правил безопасности гидротехнических сооружений, а также условий
лицензий на осуществление деятельности по проектированию,
строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений, за
исключением гидротехнических сооружений, полномочия на
осуществление надзора за которыми переданы органам местного
самоуправления.
Действуют также Методические указания по составлению
технической документации энергетических
производственно-технологических комплексов ГЭС и ТЭС
(гидроэлектростанций и тепловых электрических станций) для целей
государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
утвержденные приказом Госстроя России от 17 ноября 2000 г. N 261
(Информационный бюллетень о проектной, нормативной и строительной
документации. 2001. Выпуск 2. Февраль.). Целью Методических
указаний является установление единых принципов подготовки
технической документации энергетических
производственно-технологических комплексов (ЭПТК)
гидроэлектростанций (ГЭС) и тепловых электрических станций (ТЭС)
для целей государственной регистрации прав на недвижимое
имущество, а также содействие сохранению функционального
назначения энергетических производственно-технологических
комплексов ГЭС и ТЭС. Методические указания обязательны при
составлении и заполнении технической документации энергетических
производственно-технологических комплексов ГЭС и ТЭС,
расположенных на территории Российской Федерации, для целей
государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Действие Методических указаний распространяется на
гидроэлектростанции; приливные электростанции; гидроаккумулирующие
электростанции; государственные районные электростанции; тепловые
электростанции; теплоэлектроцентрали. Составление технической
документации энергетических производственно-технологических
комплексов ГЭС и ТЭС для целей государственной регистрации прав на
недвижимое имущество предусматривает описание и индивидуализацию
объектов недвижимого имущества ЭПТК, обеспечивающее получение
характеристик, которые позволяют однозначно выделить их из других
объектов недвижимого имущества.
Составление технической документации ЭПТК для целей
государственной регистрации прав на недвижимое имущество
проводится по заказу и за счет их владельцев специализированными
организациями, осуществляющими техническую инвентаризацию объектов
недвижимости, - бюро технической инвентаризации (БТИ).
Техническая документация ЭПТК для целей государственной
регистрации прав на недвижимое имущество представляет собой свод
документированной информации о комплексе, позволяющий однозначно
выделить его из других объектов недвижимости, т.е. произвести его
идентификацию и содержащий основные технические характеристики
комплекса, а также данные о составе и местоположении комплекса.
Энергетические производственно-технологические комплексы ГЭС
и ТЭС являются основной частью имущественного комплекса и означают
сложную вещь, состоящую из зданий и сооружений (разнородных
вещей), функционально и технологически связанных, образующих
единое целое и предназначенных для производства (выработки)
электрической энергии за счет использования механической энергии
воды или в результате преобразования тепловой энергии,
выделяющейся при сжигании органического топлива. Установление
составляющих сложной вещи производится ее владельцем на основании
проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта,
обосновывающей неразрывность составляющих частей ЭПТК, и в
соответствии с ГОСТом 19431-84 "Энергетика и электрификация.
Термины и определения".
В состав гидроэлектростанций входят энергетические,
административно-бытовые, водоподпорные и водосбросные, судоходные
и лесосплавные, рыбохозяйственные, водозаборные, природоохранные,
вспомогательные, инженерные сети; подъездные пути железнодорожного
и автомобильного транспорта и другие объекты, предусмотренные
проектной документацией; тепловых электрических станций, -
энергетические, административно-бытовые, топливные, водозаборные,
природоохранные, вспомогательные, инженерные сети; подъездные пути
железнодорожного и автомобильного транспорта и другие объекты,
предусмотренные проектной документацией.
3. Особый правовой режим имеют земельные участки, на которых
расположены атомные электростанции, ядерные установки и другие
объекты. Поскольку ядерные объекты относятся к числу источников
повышенной опасности и их деятельность представляет собой угрозу
здровью, жизни населения и окружающей среде, то в законодательстве
предусмотрены специальные требования, касающиеся размещения этих
объектов.
Федеральный закон "Об использовании атомной энергии"
регулирует некоторые вопросы правового режима земель, занятых
ядерными установками, радиационными источниками и пунктами
хранения. В этом Законе урегулирован порядок размещения ядерных
объектов (ст.30). Закон закрепляет основные требования к
безопасности намечаемых к размещению и сооружению ядерных
установок, радиационных источников и пунктов хранения. Размещение
и сооружение ядерных установок, радиационных источников и пунктов
хранения должны осуществляться на основании норм и правил в
области использования атомной энергии и в области охраны
окружающей среды.
Решение о размещении и сооружении ядерной установки,
радиационного источника или пункта хранения принимается с учетом:
потребностей в них для решения хозяйственных и оборонных
задач РФ и отдельных ее регионов;
наличия необходимых для размещения указанных объектов
условий, отвечающих нормам и правилам в области использования
атомной энергии;
отсутствия угрозы безопасности ядерной установке,
радиационному источнику или пункту хранения со стороны
расположенных вблизи гражданских или военных объектов;
возможных социальных и экономических последствий размещения
указанных объектов использования атомной энергии для
промышленного, сельскохозяйственного, социального и
культурно-бытового развития региона.
Документы по оценке радиационного воздействия ядерной
установки, радиационного источника или пункта хранения на
окружающую среду вместе с другими необходимыми проектными
документами указанных объектов использования атомной энергии
представляются соответствующим органом управления использованием
атомной энергии или эксплуатирующей организацией на
государственную экологическую экспертизу.
Решения о сооружении ядерных установок, радиационных
источников и пунктов хранения, имеющих оборонное назначение,
находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное
или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на
территории закрытых административно-территориальных образований,
принимаются Правительством РФ.
Места размещения указанных объектов определяются совместно
Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Что касается решений о месте размещения и о сооружении других
пунктов хранения, а также имеющих региональное значение
радиационных источников, то они принимаются органами
государственной власти субъектов Федерации, на территории которых
предполагается их размещение и сооружение. Решения о месте
размещения и о сооружении иных радиационных источников принимают
органы местного самоуправления по представлению эксплуатирующей
организации.
Предоставление земельных участков и недр для размещения
ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения
осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются
земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах,
законами и иными правовыми актами РФ. Решения о размещении и
сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов
хранения принимаются на основании заключений государственной
экологической экспертизы и с учетом выводов экспертиз,
проводившихся общественными организациями. Принятие решений о
размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников
и пунктов хранения осуществляется в порядке, устанавливаемом
Правительством РФ (ст.28 Закона).
По результатам положительного рассмотрения ходатайства о
намерениях заказчик принимает решение о разработке в установленном
порядке обоснований инвестиций. Разработка и согласование
намеченных в обосновании инвестиций решений по сооружению объекта
и условий предварительно согласованного места его размещения
производится заказчиком или по его поручению разработчиками
обоснования инвестиций. Обоснование инвестиций с приложениями
необходимых материалов согласований и решение о предварительном
месте размещения объекта, соответствующих коммуникаций, а также
при необходимости его санитарной (охранной) зоны направляются
заказчиком в орган исполнительной власти субъекта Федерации для
оформления акта выбора земельного участка в соответствии с
земельным законодательством РФ, законодательством РФ о недрах,
законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Акт
утверждается решением органа исполнительной власти субъекта
Федерации для объектов федерального и регионального значений и
местных органов самоуправления - для объектов местного значения.
Обоснования инвестиций утверждаются заказчиком на основе
заключений государственных экспертиз, включая экологическую,
заключений соответствующих федеральных органов исполнительной
власти и решений органов исполнительной власти субъектов РФ о
согласовании места размещения объекта. Для объектов регионального
значения материалы обоснований утверждаются органом исполнительной
власти субъекта РФ. Обосновывающие материалы для принятия решений
о размещении и сооружении объектов должны разрабатываться на
основании норм и правил в области использования атомной энергии и
охраны окружающей среды.
Утвержденные или одобренные Правительством РФ федеральные
целевые программы также являются одной из форм принятия решений о
размещении и сооружении объектов. Решение о размещении и
сооружении объектов федерального значения, не включенных в состав
федеральных целевых или региональных программ, может приниматься
Правительством РФ на основании предложения федерального органа
исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта
Федерации.
Затем Федеральным надзором России по ядерной и радиационной
безопасности по заявке эксплуатирующей организации на основании
рассмотрения материалов, разработанных в технико-экономическом
обосновании, выдается лицензия на сооружение объекта.
При выявлении на любом из этапов сооружения объектов
дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности
этих объектов, ухудшению состояния окружающей среды или влекущих
иные неблагоприятные последствия, государственный орган, принявший
решение о сооружении объектов, обязан отменить принятое им решение
либо прекратить или приостановить их сооружение.
В законодательстве установлен также порядок отмены решения о
сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта
хранения. Так, государственный орган, принявший решение о
сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта
хранения, обязан отменить принятое им решение либо прекратить или
приостановить их сооружение в случае выявления дополнительных
факторов, приводящих к снижению уровня безопасности этих объектов,
ухудшению состояния окружающей среды или влекущих иные
неблагоприятные последствия. Предложения по пересмотру принятого
решения могут быть приняты органами государственной власти,
органами местного самоуправления и общественными организациями
(объединениями).
Убытки, связанные с прекращением или с приостановлением
сооружения ядерной установки, радиационного источника или пункта
хранения в случае выявления в процессе их сооружения
дополнительных факторов, приводящих к снижению уровня безопасности
этих объектов, к ухудшению состояния окружающей среды или к иным
неблагоприятным последствиям, подлежат возмещению в судебном
порядке за счет организаций, по вине которых не были своевременно
выявлены и учтены эти факторы. Во всех других случаях убытки,
связанные с прекращением или с приостановлением сооружения
указанных объектов, подлежат возмещению за счет средств
соответствующих бюджетов (ст.29 Федерального закона "Об
использовании атомной энергии").
В целях защиты населения в районе размещения ядерной
установки, радиационного источника или пункта хранения
устанавливаются особые территории - санитарно-защитная зона и зона
наблюдения.
В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения должен
осуществляться контроль за радиационной обстановкой. Размеры и
границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте
санитарно-защитной зоны в соответствии с нормами и правилами в
области использования атомной энергии, который согласовывается с
органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора и
утверждается органами местного самоуправления.
Закон определяет правовой режим санитарно-защитной зоны. На
ее территории запрещается размещение жилых и общественных зданий,
детских учреждений, а также не относящихся к функционированию
ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения
лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественного
питания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений и
объектов, не предусмотренных утвержденным проектом
санитарно-защитной зоны. Использование для хозяйственных целей
существующих объектов и сооружений, расположенных в
санитарно-защитной зоне, при изменении профиля их использования
допускается по представлению эксплуатирующей организации с
разрешения органов государственного регулирования безопасности.
В зоне наблюдения, включающей в себя санитарно-защитную зону,
на граждан распространяется действие мер по
социально-экономической компенсации за дополнительные факторы
риска, а также распространяется действие мер по аварийному
планированию. Необходимость установления зоны наблюдения, ее
размеры и границы определяются в проекте на основании
характеристик безопасности объектов использования атомной энергии
и согласовываются с органами государственного
санитарно-эпидемиологического надзора. В зоне наблюдения органами
государственного санитарно-эпидемиологического надзора могут
вводиться ограничения на хозяйственную деятельность в соответствии
с законодательством РФ. Убытки, причиненные установлением
санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения, возмещаются
эксплуатирующей организацией в соответствии с законодательством
РФ.
Для некоторых объектов использования атомной энергии в
соответствии с характеристиками безопасности этих объектов
санитарно-защитная зона и зона наблюдения могут быть ограничены
пределами территории объекта, здания, помещения (ст.31
Федерального закона "Об использовании атомной энергии").
4. Специфичен правовой режим земель, занятых линиями
электропередачи (ЛЭП). С одной стороны, законодательство
устанавливает ограничения на размещение этих объектов, с другой -
устанавливаются ограничения прав лиц, использующих земельные
участки и ведущих хозяйственную деятельность, в интересах охраны
линий электропередачи.
Так, согласно ст.47 Воздушного кодекса РФ размещение в районе
аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи,
радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать
безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе
радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме,
должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляться
в соответствии с воздушным законодательством РФ. Размещение этих
объектов в зоне действия систем посадки, вблизи объектов
радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения
полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучающих объектов
должны согласовываться с соответствующими региональными
управлениями гражданской авиации, органами единой системы
организации воздушного движения, федеральными органами
исполнительной власти, а также со специально уполномоченным
органом в области гражданской авиации и специально уполномоченным
органом в области обороны. Статья 51 Кодекса требует, чтобы
собственники зданий и сооружений, линий связи, линий
электропередачи и других объектов в целях обеспечения безопасности
полетов воздушных судов размещали на указанных объектах за свой
счет маркировочные знаки и устройства в соответствии с
федеральными авиационными правилами.
Статья 30 Федерального закона "О мелиорации земель"
предусматривает, что любая деятельность на мелиорируемых
(мелиорированных) землях должна осуществляться в соответствии с
требованиями специально уполномоченных государственных органов в
области мелиорации земель. Сооружение и эксплуатация линий связи,
электропередачи, трубопроводов, дорог и других объектов на
мелиорируемых (мелиорированных) землях должны осуществляться по
согласованию со специально уполномоченными государственными
органами в области мелиорации земель.
В соответствии с Федеральным законом "О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", если
решение органа государственной власти или органа местного
самоуправления затрагивает интересы одного или нескольких членов
садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого
объединения (прокладка в границах земельных участков членов такого
объединения инженерных сетей, установка опор линий электропередачи
и др.), необходимо согласие в письменной форме собственников
(владельцев, пользователей) данных земельных участков (ст.37).
Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации" (ст.13) закрепляет норму, согласно которой
на земельных участках, находящихся в пределах границ территорий
традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей,
водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и
эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также
других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с
законодательством РФ, если это не нарушает правовой режим
территорий традиционного природопользования.
Правовой режим охранных зон электрических сетей заключается в
следующем. Охранные зоны устанавливаются в соответствии с
Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 В,
утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября
1972 г. N 667 (СП СССР. 1972. N 19. Ст.97.). Охранные зоны для
охраны электрических сетей напряжением до 1000 В устанавливаются,
в частности: вдоль воздушных линий электропередачи (за исключением
ответвлений к вводам в здания) в виде участка земли, ограниченного
параллельными прямыми, отстоящими от проекций крайних проводов на
поверхность земли (при неотклоненном их положении) на 2 м с каждой
стороны; вдоль подземных кабельных линий электропередачи в виде
участка земли, ограниченного параллельными прямыми, отстоящими от
крайних кабелей на 1 м с каждой стороны, а при прохождении
кабельных линий в городах под тротуарами - на 0,6 м в сторону
проезжей части улицы.
В пределах охранных зон линий электропередачи напряжением до
1000 В без письменного согласия организации, эксплуатирующей эти
линии, запрещается:
осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные
работы, производить посадку и вырубку деревьев, устраивать
спортивные площадки и площадки для игр, складировать корма,
удобрения, топливо и другие материалы;
устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую
высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 м, а
также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и
механизмов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
производить земляные работы на глубине более 0,3 м и
планировку грунта с помощью бульдозеров, экскаваторов и других
землеройных машин (в охранных зонах кабельных линий
электропередачи) и т.д. Запрещается производить всякого рода
действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических
сетей или привести к их повреждениям.
Земельные участки, включенные в состав охранных зон линий
электропередачи напряжением до 1000 В, не подлежат изъятию у
собственников земельных участков и землепользователей, но
используются ими с обязательным соблюдением требований Правил.
Аналогичный режим в целом имеют охранные зоны, которые
устанавливаются для охраны электрических сетей напряжением свыше
1000 В. Режим этих зон урегулирован в Правилах охраны
электрических сетей напряжением свыше 1000 В, утвержденных
постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 г. N 255 (СП
СССР. 1984. N 6. Ст.37.).
Ограничения хозяйственной деятельности в интересах охраны
линий электропередачи предусмотрены Правилами пожарной
безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93 (с изм. от 20
октября 1999 г.) (РВ. 1994. 19 янв.; 1999. 15 нояб.). Так, не
допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий
электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над
горючими кровлями, навесами, а также открытыми складами
(штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий.
Складирование сена, соломы и дров под проводами линий
электропередачи не допускается. Действуют также Правила техники
безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и
тепловых сетей потребителей, утвержденные Госэнергонадзором России
7 мая 1992 г., и Правила эксплуатации электроустановок
потребителей, утвержденные Госэнергонадзором России 31 марта 1992
г.
В целях защиты населения от воздействия электрического поля,
создаваемого воздушными линиями электропередачи (ВЛ),
устанавливаются санитарно-защитные зоны. Санитарно-защитной зоной
воздушной линии электропередачи является территория вдоль трассы
высоковольтной линии, в которой напряженность электрического поля
превышает 1 В/м. Если напряженность электрического поля превышает
ПДУ, должны быть приняты меры по ее снижению (удаление от жилой
застройки ВЛ; применение экранирующих устройств и др.). В пределах
санитарно-защитной зоны запрещается: размещение жилых и
общественных зданий и сооружений; площадок для стоянки и остановки
всех видов транспорта; предприятий по обслуживанию автомобилей и
складов нефти и нефтепродуктов. Установление величины
санитарно-защитных зон в местах размещения передающих
радиотехнических объектов осуществляется в соответствии с
санитарными правилами и нормами "Электромагнитные излучения
радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)" (СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96) и
действующими методиками расчета интенсивности ЭМИ РЧ.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 997
утверждены Требования по предотвращению гибели объектов животного
мира при осуществлении производственных процессов, а также при
эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи
и электропередачи(СЗ РФ. 1996. N 37. Ст.4290.). Требования
подлежат выполнению при эксплуатации линий электропередачи
напряжением от 6 кВ и выше. Так, в целях предотвращения гибели
объектов животного мира запрещается расчистка просек под линиями
связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста
древесно-кустарниковой растительности в период размножения
животных. Юридические и физические лица, действующие во всех
сферах производства, обязаны своевременно информировать специально
уполномоченные государственные органы по охране, контролю и
регулированию использования объектов животного мира и среды их
обитания о случаях гибели животных при эксплуатации линий
электропередачи.
При проектировании и строительстве новых линий
электропередачи должны предусматриваться меры по предотвращению и
сокращению риска гибели птиц в случае соприкосновения с
токонесущими проводами на участках их прикрепления к конструкциям
опор, а также при столкновении с проводами во время пролета. Линии
электропередачи, опоры и изоляторы должны оснащаться специальными
птицезащитными устройствами, в том числе препятствующими птицам
устраивать гнездовья в местах, допускающих прикосновение птиц к
токонесущим проводам. Запрещается использование в качестве
специальных птицезащитных устройств неизолированных металлических
конструкций.
Для предотвращения гибели объектов животного мира от
воздействия электромагнитного поля линий электропередачи вдоль
этих линий устанавливаются санитарно-защитные полосы.
Запрещается превышение нормативов предельно допустимых
уровней воздействия электромагнитных полей и иных вредных
физических воздействий линий электропередачи на объекты животного
мира. Трансформаторные подстанции на линиях электропередачи, их
узлы и работающие механизмы должны быть оснащены устройствами
(изгородями, кожухами и др.), предотвращающими проникновение
животных на территорию подстанции и попадание их в указанные узлы
и механизмы.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz