«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 6%

СТАТЬЯ 95

Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
1. Заповедники представляет собой наиболее строгую и тем
самым наиболее эффективную форму сохранения эталонных участков
природы, генетического разнообразия растений и животных.
Правовой режим земель, объявленных заповедниками, и
соответственно земель, занятыми ими, детализирован в Федеральном
законе "Об особо охраняемых природных территориях". На территории
государственных природных заповедников полностью изымаются из
хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы
и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир),
имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское
значение как образцы естественной природной среды, типичные или
редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда
растительного и животного мира.
Заповедники являются природоохранными,
научно-исследовательскими и эколого-просветительскими
учреждениями. Их деятельность имеет своей целью сохранение и
изучение естественного хода природных процессов и явлений,
генетического фонда растительного и животного мира, отдельных
видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных
экологических систем.
Некоторые особенности правового режима заповедников,
находящихся на территории лесного фонда, установлены в ст.125 ЛК
РФ. Так, участки лесного фонда закрепляются за государственными
природными заповедниками, находящимися на территории лесного
фонда, в порядке, установленном законодательством РФ. Заповедники
осуществляют функции государственного управления на закрепленных
за ними участках лесного фонда. Они обязаны осуществлять охрану и
защиту закрепленных за ними участков лесного фонда и в необходимых
случаях обеспечивать воспроизводство лесов. Использование, охрана,
защита и воспроизводство лесов на территориях государственных
природных заповедников осуществляются в соответствии с ЛК РФ и
законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся
на территориях государственных природных заповедников,
предоставляются в пользование (владение) заповедникам на правах,
предусмотренных федеральными законами. Имущество государственных
природных заповедников является федеральной собственностью.
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты
недвижимости закрепляются за государственными природными
заповедниками на праве оперативного управления.
Гарантией сохранения этих территорий является запрещение
изъятия земель природно-заповедного фонда. Запрещается изъятие или
иное прекращение прав на земельные участки и другие природные
ресурсы, которые включаются в государственные природные
заповедники (ст.6 Федерального закона "Об особо охраняемых
природных территориях"). Кроме того, природные ресурсы и
недвижимое имущество государственных природных заповедников
полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить
от одного лица к другому иными способами). Положение о конкретном
государственном природном заповеднике, его статус утверждаются
органом, уполномоченным на то Правительством РФ.
На государственные природные заповедники возлагаются
следующие задачи:
осуществление охраны природных территорий в целях сохранения
биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии
охраняемых природных комплексов и объектов;
организация и проведение научных исследований, включая
ведение Летописи природы;
осуществление экологического мониторинга в рамках
общегосударственной системы мониторинга окружающей природной
среды;
экологическое просвещение;
участие в государственной экологической экспертизе проектов и
схем размещения хозяйственных и иных объектов;
содействие в подготовке научных кадров и специалистов в
области охраны окружающей природной среды.
Приказом Госкомэкологии России от 10 апреля 1998 г. N 205
было утверждено Положение о научно-исследовательской деятельности
государственных природных заповедников. Положение регулирует
порядок осуществления прикладных и фундаментальных научных
исследований в области экологии, биологии, почвоведения,
физической географии и охраны окружающей среды, направленных на
изучение природных комплексов и объектов и слежение за природными
и антропогенными процессами. Цель научно-исследовательской
деятельности заповедников заключается в оценке и прогнозе
экологической обстановки, разработке научных основ охраны природы,
сохранении ландшафтного и биологического разнообразия,
воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и
предотвращении ущерба экосистемам заповедников.
Государственный природный заповедник учреждается
постановлением Правительства РФ при условии согласия субъектов
Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной
собственности, принимаемым по представлению органов
государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного
на то государственного органа РФ в области охраны окружающей
природной среды. Расширение территории государственного природного
заповедника производится в том же порядке.
Органы государственной власти РФ, в ведении которых находятся
вновь созданные государственные природные заповедники, определяют
сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной
инфраструктуры, соответствующей государственному природному
заповеднику как природоохранному учреждению. В период,
предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за
соблюдением режима государственного природного заповедника
осуществляется соответствующими федеральными органами
исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами.
Особенностью правового режима земель заповедника является то,
что на прилегающих к территориям заповедников участках земли и
водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным
режимом природопользования. Решение об образовании охранной зоны и
утверждение положения о ней принимается органом исполнительной
власти субъекта РФ.
Территории государственных заповедников имеют режим особой
охраны. На территории заповедника запрещается любая деятельность,
противоречащая его задачам и режиму особой охраны его территории,
установленному в положении о данном государственном природном
заповеднике. На территориях государственных природных заповедников
запрещается интродукция живых организмов в целях их
акклиматизации. На их территориях допускаются мероприятия и
деятельность, направленные на: сохранение в естественном состоянии
природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений
природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного
воздействия; поддержание условий, обеспечивающих санитарную и
противопожарную безопасность; предотвращение условий, способных
вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным
пунктам; осуществление экологического мониторинга; выполнение
научно-исследовательских задач; ведение эколого-просветительской
работы; осуществление контрольно-надзорных функций.
В государственных природных заповедниках могут выделяться
участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в
природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из
необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном
состоянии.
На специально выделенных участках частичного хозяйственного
использования, не включающих особо ценные экологические системы и
объекты, ради сохранения которых создавался государственный
природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена
на облегчение функционирования государственного природного
заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его
территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным
индивидуальным положением о данном государственном природном
заповеднике.
Пребывание на территории заповедников граждан, не являющихся
работниками заповедников, или должностных лиц, не являющихся
сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные
заповедники, допускается только при наличии разрешений этих
органов или дирекций государственных природных заповедников.
В Положении о государственных природных заповедниках в
Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства
РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48 (с изм. от 23 апреля 1996 г.) (СП
РСФСР. 1992. N 4. Ст.25; СЗ РФ. 1996. N 18. Ст.2153.),
предусмотрено, что на территории государственного природного
заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам
государственного природного заповедника и режиму особой охраны его
территории, в том числе:
действия, изменяющие гидрологический режим земель;
изыскательские работы и разработка полезных ископаемых,
нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и
горных пород;
рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных
соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные
виды лесопользования;
сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и
заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов
и иные виды пользования растительным миром;
строительство и размещение промышленных и
сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов,
строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий
электропередачи и прочих коммуникаций;
промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды
пользования животным миром;
интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;
применение минеральных удобрений и химических средств защиты
растений;
сплав леса;
транзитный прогон домашних животных;
нахождение, проход и проезд посторонних лиц и
автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;
сбор зоологических, ботанических и минералогических
коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных
исследований в заповедниках;
пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 м над сушей и водным
пространством без согласования с заповедником или контролирующими
природоохранными органами, а также преодоление самолетами над
территорией заповедника звукового барьера;
иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных
процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а
также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.
Особенности режима охраны государственных природных
биосферных заповедников отражены в ст.10 Федерального закона "Об
особо охраняемых природных территориях". Статус государственных
природных биосферных заповедников имеют заповедники, которые
входят в международную систему биосферных резерватов,
осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
К территории государственных природных биосферных
заповедников в целях проведения научных исследований,
экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения
методов рационального природопользования, не разрушающих
окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы,
могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том
числе с дифференцированным режимом особой охраны и
функционирования. Конкретный режим особой охраны территорий
биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о
нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых
находятся государственные природные биосферные заповедники.
2. Общие принципы правового режима охраны государственных
природных заказников и режима земель, на которых они находятся,
закреплены в ст.22 Федерального закона "Об особо охраняемых
территориях".
Государственными природными заказниками являются территории
(акватории), имеющие особое значение для сохранения или
восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания
экологического баланса. Выделяются следующие виды государственных
природных заказников:
комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и
восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);
биологические (ботанические и зоологические), предназначенные
для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений
и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и
культурном отношениях;
палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых
объектов;
гидрологические (болотные, озерные, речные, морские),
предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных
объектов и экологических систем;
геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов
и комплексов неживой природы.
Заказники могут быть федерального и регионального значения.
Государственные природные заказники федерального значения
находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством
РФ государственных органов РФ и финансируются за счет средств
федерального бюджета и других не запрещенных законом источников.
Для обеспечения функционирования государственных природных
заказников создаются их администрации.
распашка земель;
рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка
живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод,
орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды
пользования растительным миром;
промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы,
добывание морских млекопитающих и водных беспозвоночных, иные виды
пользования животным миром;
сбор зоологических, ботанических и минералогических
коллекций, а также палеонтологических объектов;
предоставление земельных участков под застройку, а также для
коллективного садоводства и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ,
геолого-разведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов,
линий электропередачи и прочих коммуникаций;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических
средств защиты растений и стимуляторов роста;
сплав леса;
взрывные работы;
проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных
плавсредств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок
и лагерей, иные формы отдыха населения;
любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и
другого природопользования, препятствующего сохранению,
восстановлению и воспроизводству природных комплексов и объектов.
Установленный для каждого государственного природного
заказника режим обязаны соблюдать все без исключения физические и
юридические лица, в том числе собственники, владельцы,
пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящих в
границы государственного природного заказника. Исключением из
общих правил, определяющих правовой режим этих земель, является
то, что на территориях государственных природных заказников, где
проживают малочисленные этнические общности, допускается
использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту
исконной среды обитания указанных этнических общностей и
сохранение традиционного образа их жизни.
Государственные природные заказники обозначаются на местности
предупредительными и информационными знаками по периметру их
границ. Объявление территории государственным природным заказником
допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей,
владельцев и собственников земельных участков. Собственникам,
владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в
границах государственных заказников, предоставляются льготы по
земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и
законодательством субъектов РФ. Собственники, владельцы и
пользователи земельных участков в границах заказников обязаны
соблюдать установленный режим особой охраны и несут за его
нарушение административную, уголовную или иную установленную
законом ответственность.
3. Земли памятников природы также включаются в состав земель
природоохранного назначения. Памятниками природы объявляются
отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы,
имеющие реликтовое, научное, историческое,
эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране
государства.
Согласно ст.25 Федерального закона "Об особо охраняемых
природных территориях" памятники природы - это уникальные,
невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и
эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты
естественного и искусственного происхождения.
Приказом Минприроды России от 25 января 1993 г. N 15 было
утверждено Положение о памятниках природы федерального значения в
Российской Федерации. В нем конкретизированы природные объекты и
комплексы, которые могут быть объявлены памятниками природы. Так,
памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного
пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
участки живописных местностей; эталонные участки нетронутой
природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные
парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.); места произрастания и
обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих
видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;
лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим
характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические
качества, строение насаждений и т.п.), и др.
Памятники природы могут быть федерального и регионального
значения. Органы государственной власти РФ и органы
государственной власти субъектов РФ утверждают границы и
определяют режим особой охраны территорий памятников природы,
находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их
территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление
охранного обязательства, паспорта и других документов
осуществляются специально уполномоченным на то государственным
органом РФ в области охраны окружающей природной среды.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками
природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников
природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у
собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае
необходимости изъятия земельных участков или водных пространств,
используемых для общегосударственных нужд, объявление природных
комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых
ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением
органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по
согласованию с Правительством РФ.
Содержание режима особой охраны территорий памятников природы
состоит в следующем. На территориях, на которых находятся
памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая
деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников
природы. Памятники подлежат всемерной охране, и их использование
допускается только в следующих целях:
научных (мониторинг состояния окружающей природной среды,
изучение функционирования и развития природных экосистем и их
компонентов и т.п.);
эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных
экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп,
снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов,
буклетов и т.п.);
реакреационных (транзитные прогулки);
природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов,
обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и
животных и т.п.);
в иных, в том числе производственных, целях, не
противоречащих задачам объявления данных природных объектов и
комплексов памятниками природы и установленному в их отношении
режиму охраны.
Допустимые виды использования каждого памятника природы
устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и
указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для
допустимых видов его использования могут быть предусмотрены
сезонные и иные ограничения. Разрешения на использование
конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются
специально уполномоченными государственными органами в области
охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за
соблюдением установленного режима охраны памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на
которых находятся памятники природы, принимают на себя
обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников
природы. При этом расходы собственников, владельцев и
пользователей указанных земельных участков по обеспечению
установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются
за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных
фондов.
Возможность признания соответствующих объектов памятниками
природы предусмотрена и в иных законодательных актах. Например, в
соответствии со ст.33 Закона РФ "О недрах" редкие геологические
обнажения, минералогические образования, палеонтологические
объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или
культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке
геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы
или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность
указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается. В
случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и
минералогических образований, метеоритов, палеонтологических,
археологических и других объектов, представляющих интерес для
науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы
на соответствующем участке и сообщить об этом органам,
предоставившим лицензию.
4. Национальные парки являются природоохранными,
эколого-просветительскими и научно-исследовательскими
учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя
природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую,
историческую и эстетическую ценность, и предназначены для
использования в природоохранных, просветительских, научных и
культурных целях и для регулируемого туризма (ст.12 Федерального
закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Земля, вода, недра, растительный и животный мир, находящиеся
на территории национальных парков, предоставляются в пользование
(владение) национальным паркам на правах, предусмотренных
федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные
на государственную охрану в установленном порядке, передаются в
пользование национальным паркам только по согласованию с
государственным органом охраны памятников истории и культуры.
В отдельных случаях в границах национальных парков могут
находиться земельные участки иных пользователей, а также
собственников. Национальные парки имеют исключительное право
приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета
и иных не запрещенных законом источников.Национальные парки
относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты
недвижимости закрепляются за национальными парками на праве
оперативного управления. Конкретный национальный парк
функционирует на основании положения, утверждаемого
государственным органом, в ведении которого он находится, по
согласованию со специально уполномоченным на то государственным
органом РФ в области охраны окружающей природной среды.
Вокруг национального парка создается охранная зона с
ограниченным режимом природопользования.
На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:
сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных
участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов;
экологическое просвещение населения; создание условий для
регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных
методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление
экологического мониторинга; восстановление нарушенных природных и
историко-культурных комплексов и объектов.
Национальные парки учреждаются постановлением Правительства
РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение соответствующих
территорий субъектов Федерации к объектам федеральной
собственности, принимаемым на основании представления органов
государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченного
на то государственного органа РФ в области охраны окружающей
природной среды.
Особенностью правового режима земель национальных парков
является функциональное зонирование их территории. На территориях
национальных парков устанавливается дифференцированный режим
особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных
особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях
национальных парков могут быть выделены различные функциональные
зоны, в том числе:
заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная
деятельность и рекреационное использование территории;
особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия
для сохранения природных комплексов и объектов и на территории
которой допускается строго регулируемое посещение;
познавательного туризма, предназначенная для организации
экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными
объектами национального парка;
рекреационная, предназначенная для отдыха;
охраны историко-культурных объектов, в пределах которой
обеспечиваются условия для их сохранения;
обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест
ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса,
культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется
хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения
функционирования национального парка.
В основе правового режима охраны земель национальных парков
лежит принцип запрета любой деятельности, которая может нанести
ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного
мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям
и задачам национального парка. Так, на территории национальных
парков запрещена: разведка и разработка полезных ископаемых;
деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и
геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения
гидрологического режима; предоставление на территориях
национальных парков садоводческих и дачных участков; строительство
магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других
коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и
жилых объектов, не связанных с функционированием национальных
парков; рубки главного пользования, проходные рубки, заготовка
живицы, промысловые охота и рыболовство, промышленная заготовка
дикорастущих растений, деятельность, влекущая за собой нарушение
условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор
биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их
акклиматизации и другие виды деятельности.
В национальных парках, расположенных в районах проживания
коренного населения, допускается выделение зон традиционного
экстенсивного природопользования. На специально выделенных
участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность,
кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды
пользования природными ресурсами по согласованию с дирекциями
национальных парков.
На землях, включенных в границы национального парка без
изъятия из хозяйственной эксплуатации, запрещаются расширение и
строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования
этих земель определяется положением, утверждаемым государственным
органом, в ведении которого находится конкретный национальный
парк, по согласованию с органами исполнительной власти
соответствующих субъектов РФ. С национальными парками
согласовываются вопросы социально-экономической деятельности
хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных
пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных
парков и их охранных зон.
Национальные парки являются юридическими лицами, которые не
имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е.
являются некоммерческими организациями и создаются в форме
финансируемого за счет средств федерального бюджета
природоохранного учреждения.
Национальные парки, а также собственники, владельцы и
пользователи земельных участков в границах территорий национальных
парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с
соблюдением установленного режима охраны, пользуются налоговыми
льготами, установленными для них законодательством РФ и
законодательством субъектов РФ. Согласно Закону РФ "О плате за
землю" национальные парки полностью освобождаются от уплаты
земельного налога.
Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях
национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными
проектами на основании лицензий, которые выдаются дирекциями
национальных парков. В этом случае владельцам лицензий могут быть
предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты,
здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими
договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков.
Договоры подлежат регистрации в государственных органах, в ведении
которых находятся национальные парки.
5. Природные парки являются природоохранными рекреационными
учреждениями, находящимися в ведении субъектов РФ, территории
(акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты,
имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и
предназначены для использования в природоохранных,
просветительских и рекреационных целях. В отличие от национальных
парков главной целью природных парков является организация их
рекреационного использования, т.е. в целях отдыха населения и
туризма.
Территории природных парков располагаются на землях,
предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в
отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также
собственников.
На природные парки возлагаются следующие задачи: сохранение
природной среды, природных ландшафтов; создание условий для отдыха
(в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;
разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и
поддержание экологического баланса в условиях рекреационного
использования территорий природных парков.
Решение об образовании природных парков принимают органы
государственной власти субъектов РФ по представлению специально
уполномоченных на то государственных органов РФ в области охраны
окружающей природной среды по согласованию с органами местного
самоуправления. Создание природных парков, связанное с изъятием
земельных участков или водных пространств, используемых для
общегосударственных нужд, осуществляется постановлением органов
исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с
Правительством РФ.
Природные парки являются юридическими лицами, которые не
имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, т.е.
являются некоммерческими организациями и создаются в форме
финансируемого за счет средств бюджета субъекта РФ
природоохранного учреждения.
Природные парки, а также собственники, владельцы и
пользователи земельных участков в границах территорий природных
парков, имеющие ограничения в их использовании в связи с
соблюдением режима охраны, пользуются налоговыми льготами,
установленными для них законодательством РФ и законодательством
субъектов РФ.
Особенностью правового режима земель природных парков
является зонирование их территории. На территориях природных
парков устанавливаются различные режимы особой охраны и
использования в зависимости от экологической и рекреационной
ценности природных участков. Так, выделяются природоохранные,
рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны,
включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
Дендрологические парки и ботанические сады могут быть
федерального и регионального значения. Они образуются
соответственно решениями исполнительных органов государственной
власти РФ или представительных и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ.
На территориях дендрологических парков и ботанических садов
запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их
задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических
объектов. Территории дендрологических парков и ботанических садов
могут быть разделены на функциональные зоны, в том числе:
экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке,
определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических
садов; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только
научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов,
а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;
административную.
Задачи, научный профиль, особенности правового положения,
организационное устройство, особенности режима особой охраны
конкретного дендрологического парка и ботанического сада
определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими
органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании
этих учреждений.
7. О правовом режиме территорий традиционного
природопользования коренных малочисленных народов и земель
лечебно-оздоровительных местностей и курортов см. комментарий
соответственно к ст.7 и 96 ЗК.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz