«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 30% |
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и
курортов
1. Статья 31 Федерального закона "Об особо охраняемых
природных территориях" предусматривает, что территории
(акватории), пригодные для организации лечения и профилактики
заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными
лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа
лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и
внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть
отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.
Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их
рационального использования и обеспечения сохранения их природных
лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.
Правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и
курортов регулируется Федеральным законом "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". В нем
закреплены критерии определения лечебно-оздоровительной местности
и курорта. Лечебно-оздоровительная местность - территория,
обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для
организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха
населения. Курорт - это освоенная и используемая в
лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная
территория, располагающая природными лечебными ресурсами и
необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая
объекты инфраструктуры.
Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или
курортом осуществляется в зависимости от ее значения
Правительством РФ, соответствующим органом исполнительной власти
субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании
специальных курортологических, гидрогеологических и других
исследований. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут
иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория
признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом
федерального значения Правительством РФ по согласованию с
соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.
К компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ по
согласованию с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти относится признание территории курортом
регионального значения или лечебно-оздоровительной местностью.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или
курортом местного значения в порядке, установленном правовыми
актами субъекта РФ.
Порядок и особенности функционирования отдельного курорта
определяются положением о данном курорте. В зависимости от
значения курорта положение о нем соответственно утверждается
Правительством РФ либо соответствующим органом исполнительной
власти субъекта РФ.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1426
утверждено Положение о признании территорий
лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального
значения (СЗ РФ. 1996. N 51. Ст.5799.). Для признания территории
лечебно-оздоровительной местностью федерального значения требуется
наличие следующих условий. На территории: должны находиться один
или несколько уникальных природных лечебных ресурсов, иметься
необходимые запасы минеральных вод, лечебных грязей и достаточные
ресурсы других природных лечебных факторов. Территория должна
иметь площадь, пригодную и достаточную для курортного
строительства, а также удовлетворять экологическим и
санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, установленным для
особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения.
На ней должны быть также источники хозяйственно-питьевого и
технического водоснабжения и надежные системы энергообеспечения,
способные удовлетворить потребности будущего курорта.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью
федерального значения на основании документов, подготовленных
органами исполнительной власти субъектов РФ, бальнеологических,
экспертных заключений и заключений по лечебным факторам,
заключений государственной экологической и
санитарно-эпидемиологической экспертиз и других необходимых
документов.
Государственную политику и координацию деятельности в сфере
курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный
Правительством РФ федеральный орган, который осуществляет: ведение
государственного реестра курортного фонда РФ; разработку и
координацию федеральных программ развития курортов; организацию
научных исследований в целях расширения курортного фонда РФ и
повышения эффективности его использования; подготовку кадров в
сфере курортного лечения; контроль за исполнением законодательства
РФ об охране и использовании природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Природные лечебные ресурсы являются государственной
собственностью. Они могут принадлежать на праве собственности РФ
(федеральная собственность) либо принадлежать на праве
собственности субъектам Федерации (собственность субъекта РФ).
Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и
физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в
целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для
промышленного розлива. Предоставление природных лечебных ресурсов
для иных целей, как правило, не допускается. Правительство РФ в
исключительных случаях при наличии положительного заключения
экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает
использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных
с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не
повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала
соответствующих территорий. Природные лечебные ресурсы
предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном
Правительством РФ.
Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других
природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с
лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка
природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными
гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими
лицензии на этот вид деятельности.
Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также
других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных
лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным
категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы,
применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных
ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки.
Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными
медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание
полезных и вредных для человека компонентов.
Технология добычи, подготовки и использования минеральных
вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых,
отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна
гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и
загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных
свойств. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях
в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид
такой деятельности.
В случае нарушения установленных правил использования
природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными
ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено.
Прекращение, приостановление и ограничение права пользования
природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных
видов ответственности, предусмотренных законодательством.
Санаторно-курортным организациям для осуществления
лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха
населения предоставляются в соответствии с требованиями
законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные
природные ресурсы. Застройка земель лечебно-оздоровительных
местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил,
установленных законодательством для проведения соответствующих
работ на указанных особо охраняемых природных территориях.
Особое значение для охраны природных лечебных ресурсов,
лечебно-оздоровительных местностей и курортов имеет организация их
санитарной (горно-санитарной) охраны, что является одной из
основных особенностей правового режима этих земель.
2. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные
местности, а также курорты и их земли являются соответственно
особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана
осуществляется путем установления округов санитарной
(горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны,
установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения, утверждаются Правительством РФ, а для
лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и
местного значения - исполнительными органами государственной
власти субъектов Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны
выделяется до трех зон. На территории первой зоны запрещаются
проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением
работ, связанных с исследованиями и использованием природных
лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии
применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и
сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием
сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ,
загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные
ресурсы и приводящих к их истощению.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение
промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а
также на осуществление хозяйственной деятельности,
сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды,
природных лечебных ресурсов и их истощением.
Обеспечение установленного режима санитарной
(горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне -
пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями,
землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов
загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны
осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и
граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной)
охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции
уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов РФ.
Согласно п.3 ст.96 ЗК земельные участки, на которых
устанавливаются зоны, за исключением первой, у собственников
земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не
изымаются и не выкупаются, но в их пределах вводится особый режим
использования земель с тем, чтобы ограничить или запретить те виды
деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425
утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения (СЗ РФ. 1996. N 51. Ст.5798.). Положение предусматривает,
что в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны защите
подлежат следующие природные ресурсы (объекты): месторождения
минеральных вод, лечебных грязей, природных газов и пара, имеющих
лечебное значение, других полезных ископаемых, отнесенных к
категории лечебных (бишофит, нафталан, озокерит, глины, соли и
др.); лечебный климат; рапа лиманов и озер; акватории морей, озер,
рек и других водных объектов; пляжи водных объектов и прилегающие
к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, лесопарки, курортные парки и другие зеленые насаждения;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения, занимаемые зданиями и сооружениями
санаторно-курортных учреждений и предназначенные для
санаторно-курортного строительства.
Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной
охраны учитываются при разработке территориальных комплексных
схем, схем функционального зонирования, схем землеустройства,
проектов районной планировки и генеральных планов развития
территорий.