«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 52% |
Статья 99. Земли историко-культурного назначения
1. Статья 99 ЗК признает землями историко-культурного
назначения земли, на которых находятся объекты культурного
наследия народов России, т.е. памятники истории и культуры, в том
числе объекты археологического наследия; достопримечательные
места, в том числе бытования исторических промыслов, производства
и ремесел; военных и гражданских захоронений. Следует особо
подчеркнуть, что эти земли могут использоваться только строго в
соответствии с их целевым назначением. Изъятие земель
историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому
назначению деятельность не допускаются.
2. Особенности правового режима земель историко-культурного
назначения урегулированы в Законе РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об
охране и использовании памятников истории и культуры" (в ред. от
18 января 1985 г.) (ВВС РСФСР. 1978. N 51. Ст.1387; 1985. N 4.
Ст.117.). В ст.1 этого Закона дано определение памятников истории
и культуры. Памятниками истории и культуры являются сооружения,
памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в
жизни народа, развитием общества и государства, произведения
материального и духовного творчества, представляющие историческую,
научную, художественную или иную культурную ценность. Все
памятники истории и культуры, находящиеся на территории РФ,
охраняются государством. Памятники истории и культуры
подразделяются на следующие виды: памятники истории, памятники
археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники
искусства и документальные памятники.
Обязанность обеспечения охраны и использования памятников
истории и культуры возлагается на исполнительные органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления. Эти органы в пределах прав, предоставленных
законом, обеспечивают охрану, использование, выявление, учет,
реставрацию и пропаганду памятников истории и культуры,
находящихся на их территории, обеспечивают соблюдение
законодательства об охране и использовании памятников истории и
культуры.
Специально уполномоченным государственным органом охраны
памятников Закон признает Министерство культуры РФ. Это
Министерство и местные органы культуры в пределах их компетенции
осуществляют государственное управление в области охраны и
использования памятников истории, археологии, градостроительства и
архитектуры, искусства. В соответствии с Положением о Министерстве
культуры РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6
июня 1997 г. N 679 (СЗ РФ. 1997. N 24. Ст.2762.), к числу функций
Министерства относится:
осуществление государственного учета и охраны недвижимых
памятников истории и культуры РФ (в том числе особо охраняемых
территорий), разработка и утверждение правил, нормативов и
стандартов в области государственного учета, охраны и
использования недвижимых памятников истории и культуры;
установление режима содержания и использования объектов
исторического и культурного наследия (в том числе особо охраняемых
территорий), включенных в Перечень объектов исторического и
культурного наследия федерального (общероссийского) значения;
подготовка с участием федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и внесение
предложений о включении объектов исторического и культурного
наследия в Государственный список недвижимых памятников истории и
культуры федерального (общероссийского) значения, а также в Список
всемирного наследия ЮНЕСКО;
подготовка с участием федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов РФ и внесение
предложений об отнесении историко-культурных и природных
комплексов, архитектурных ансамблей и сооружений, организаций
культуры, а также других объектов к особо ценным объектам
культурного наследия народов России;
обеспечение формирования и ведения Государственного свода
особо ценных объектов культурного наследия народов Российской
Федерации.
Министерство культуры РФ осуществляет государственный
контроль за охраной и использованием памятников истории и
культуры. Государственный контроль в этой области имеет своей
задачей обеспечить выполнение всеми министерствами,
государственными комитетами и ведомствами, государственными,
кооперативными и другими общественными предприятиями,
учреждениями, организациями и гражданами обязанностей по
соблюдению установленного порядка охраны, использования, учета и
реставрации памятников, а также иных правил, предусмотренных
законодательством РФ. Указания специально уполномоченных
государственных органов охраны памятников по вопросам охраны и
использования памятников истории и культуры обязательны для
предприятий, учреждений и организаций независимо от их
ведомственной подчиненности, а также для граждан.
Памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей
собственности они находятся, подлежат государственному учету.
Приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203 утверждена
Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания,
использования и реставрации недвижимых памятников истории и
культуры.
Основной особенностью правового режима земель
историко-культурного назначения является установление зон охраны
памятников истории и культуры. В целях обеспечения охраны
памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры,
монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны
регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в
порядке, определяемом законодательством РФ (ст.33 Закона РСФСР "Об
охране и использовании памятников истории и культуры"). Ряд
вопросов правового режима земель историко-культурного назначения
урегулирован также в Положении об охране и использовании
памятников истории и культуры, утвержденном постановлением Совета
Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (в ред. от 29 декабря
1989 г.) (СП СССР. 1982. N 26. Ст.133.).
Зоны охраны памятников истории, археологии,
градостроительства и архитектуры, монументального искусства
республиканского и местного значения устанавливаются
исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по
согласованию с Министерством культуры РФ и Всероссийским обществом
охраны памятников истории и культуры.
В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон
охраняемого природного ландшафта запрещается производство
земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная
деятельность без разрешения соответствующих органов охраны
памятников РФ. В пределах зон охраны памятников истории и культуры
республиканского и местного значения производство указанных работ
и хозяйственная деятельность запрещаются без разрешения
Министерства культуры РФ. Разрешение на проведение работ в
пределах указанных зон выдается по представлениям исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ.
Проекты районной планировки, генеральные планы городов,
поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты
детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные
зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного
ландшафта. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и
других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии,
градостроительства и архитектуры, монументального искусства,
подлежат согласованию с Министерством культуры РФ и Всероссийским
обществом охраны памятников истории и культуры.
Государственные органы охраны памятников имеют право
приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие
работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ
опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил
их охраны. Работы могут быть возобновлены с разрешения
соответствующего государственного органа охраны памятников лишь
после устранения возникшей опасности для памятников или
допущенного нарушения правил их охраны.
К числу ограничений, связанных с обеспечением охраны
памятников истории и культуры, относится также право
исполнительных органов государственной власти и органов местного
самоуправления ограничивать или запрещать движение транспортных
средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к
памятникам истории и культуры или пролегающим через их охранные
зоны, если создается угроза для существования памятников.
Особые требования предъявляются к ведению раскопок и разведок
памятников археологии. Такая деятельность допускается только при
наличии разрешений (открытых листов), выдаваемых и регистрируемых
в установленном порядке. Учреждения, организации и граждане,
осуществляющие археологические работы, обязаны обеспечить
сохранность памятников.
К землям историко-культурного назначения относятся также
ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие
особую историческую, научную, художественную или иную культурную
ценность. Они могут быть объявлены решением Правительства РФ
историко-культурными заповедниками, охрана которых осуществляется
на основании особого о каждом из них положения.
Отдельные участки городов и других населенных пунктов,
имеющие особую историческую, научную, художественную или иную
культурную ценность, а также памятные места, связанные с
важнейшими историческими событиями, могут быть объявлены
заповедными местами исполнительными органами государственной
власти субъектов РФ по согласованию с Министерством культуры РФ и
Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
Охрана заповедных мест осуществляется на основании положений,
утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
Охрана произведений садово-паркового искусства и природных
ландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или
связанных с ними, осуществляется органами охраны памятников
совместно с другими заинтересованными органами в соответствии с
законодательством РФ об охране памятников истории и культуры и об
охране окружающей природной среды.
3. Федеральный закон от 6 января 1999 г. "О народных
художественных промыслах" (СЗ РФ. 1999. N 2. Ст.234.)
предусматривает, что земли, на которых расположены места
традиционного бытования народных художественных промыслов, могут
быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке,
устанавливаемом земельным законодательством РФ и законодательством
субъектов РФ (ст.9).