«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 66%

СТАТЬЯ 101

Статья 101. Земли лесного фонда
1. Земли лесного фонда являются по занимаемой площади самой
большой категорией земель в нашей стране. Правовой режим этих
земель регулируется земельным и лесным законодательством.
Преамбула Лесного кодекса РФ гласит, что регулирование лесных
отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о
совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других
компонентов окружающей природной среды, имеющей важное
экологическое, экономическое и социальное значение. С точки зрения
права такое понятие леса не является неверным. Указанный комплекс
отношений в действительности регулируется отраслями
законодательства, имеющими разные предметы правового
регулирования: земельным, водным законодательством,
законодательством о животном мире, о недрах, об охране
атмосферного воздуха, об охране окружающей среды и другими, а не
только одним лесным законодательством. Фактически в ЛК РФ
закреплено не юридическое, а биологическое понятие леса.
В развитие указанного "представления" о лесе ст.7 ЛК РФ
провозгласила, что все леса, за исключением лесов, расположенных
на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также
земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные
земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Согласно ст.9 ЛК РФ
к участкам лесного фонда относятся участки леса, а также участки
лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки
нелесных земель. Таким образом, ЛК РФ (ст.7 и 9) включает в
понятие леса и земли, на которых произрастают леса.
Между тем такой подход к определению земель лесного фонда в
лесном законодательстве не соответствует положениям гражданского
законодательства. Статья 130 ГК признает видами объектов
гражданских прав недвижимые и движимые вещи. К недвижимым вещам
(недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки,
участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно
связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без
несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса,
многолетние насаждения, здания, сооружения. Основой юридического
понятия "недвижимость" является земля, земельный участок. Все
остальные элементы этого понятия, в том числе, естественно, и лес,
являются недвижимостью исключительно в силу своей прочной связи с
землей. При этом гражданское законодательство не предусматривает
возможности применения каких-либо комплексных понятий типа "лесной
фонд" или "участок лесного фонда", включающих в себя земельный
участок и лес.
Согласно ст.135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания
другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением
(принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не
предусмотрено иное. Главная вещь имеет самостоятельное значение.
Принадлежность должна служить главной вещи и связана с ней общим
назначением. Различия между ними состоят в том, что главная вещь
может использоваться по назначению и без принадлежности, а
принадлежность по общему для них назначению без главной вещи
использоваться не может.
Земли лесного фонда являются главной вещью, а лес
представляет собой их принадлежность. Земли лесного фонда являются
средством производства в лесном хозяйстве, на них произрастают
леса, проводятся работы по лесовосстановлению и лесоразведению.
Невозможно осуществлять пользование лесом, не используя земли
лесного фонда в качестве территориального базиса. Соответственно
правовое значение деления вещей на главную и принадлежность
состоит в том, что принадлежность следует судьбе главной вещи.
Несмотря на это обстоятельство, данный вопрос решен в лесном
законодательстве иначе.
Основное целевое назначение земель лесного фонда -
использование их в качестве средства производства в лесном
хозяйстве. Статья 101 ЗК рассматривает земли лесного фонда в
качестве самостоятельной категории по отношению к лесному фонду.
Земельное законодательство определяет общие положения, касающиеся
регулирования использования и охраны земель лесного фонда, а
лесное - отражает специфику регулирования этих отношений. Принимая
во внимание целевое назначение земель лесного фонда, основные
принципы их правового режима закрепляются в земельном
законодательстве и конкретизируются в законодательстве о лесах.
Неправильное определение в лесном законодательстве основных
понятий приводит к трудностям его применения, возникновению споров
и коллизий. Включение в состав лесного фонда земель этого фонда
затрудняет применение норм земельного законодательства, порождает
противоречия между лесным и земельным законодательством.
Признавая экологическую связь земли, леса и других природных
объектов, следует подчеркнуть, что лес и земля представляют собой
природные объекты, правовое регулирование использования которых
имеет различный характер. Объединение земли и лесов в единое
понятие "лесной фонд" создает неправильное представление о
действительных площадях, занятых лесами, площадь которых при этом
ассоциируется с площадью земель этого фонда, в состав которых
входят и не покрытые лесом земли.
2. Внутренняя структура земель этой категории закреплена в
п.1 комментируемой статьи и ст.8 ЛК РФ. В состав земель лесного
фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям
относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею,
но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие
древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые
питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К
нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного
хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами,
сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные
земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые
болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для
использования земли).
Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного
фонда обусловлено разным целевым назначением двух указанных видов
земель. Лесные земли предназначены для выращивания лесов,
рационального и эффективного их использования и воспроизводства.
Для этих же целей используются и те участки лесного фонда, которые
не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они
также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к
лесным землям.
Нелесные земли - это земли, которые не только не заняты
лесами, но и не предназначены для их выращивания. Целевое
назначение этих земель состоит в обслуживании нужд лесного
хозяйства - устройство просек, дорог и т.д. и т.п. К нелесным
землям относятся также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в
составе земель лесного фонда.
3. Границы лесного фонда определяются путем отграничения
земель лесного фонда от иных земель (ст.7 ЛК РФ). Включение земель
в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в
порядке, установленном лесным и земельным законодательством РФ.
Статья 59 ЛК РФ предусматривает, что при отнесении лесов к
группам лесов и категориям защитности лесов первой группы
одновременно определяются границы участков лесного фонда по каждой
группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в
порядке, установленном ЛК РФ.
В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов
устанавливается порядок ведения хозяйства в них, режим
использования лесов и соответствующих земель, а также изъятия
земель лесного фонда для государственных и общественных нужд. В
связи с этим важное значение для обеспечения сохранности лесов
имеет определение порядка перевода лесных земель в нелесные земли.
Так, перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в
целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием
лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда осуществляются
в соответствии со ст.63 ЛК и нормами ЗК.
4. Принципиально важным моментом правового регулирования
использования земель лесного фонда как самостоятельной правовой
категории является норма, предусмотренная в п.5 ст.101 ЗК.
Нелесные земли лесного фонда при определенных условиях можно
теперь передавать в аренду на основании гражданского и земельного
законодательства, т.е. договора аренды земельного участка. К этим
отношениям ныне неприменимы нормы лесного законодательства,
регулирующие порядок аренды участков лесного фонда, гибридного
понятия, специально созданного для того, чтобы объединить лес и
землю.
Классическая сущность договора аренды заключается в том, что
предметом этого договора может быть только
индивидуально-определенная, непотребляемая вещь, поскольку по
истечении срока пользования арендодателю должна быть возвращена
именно та вещь, которая была сдана в аренду. В соответствии со
ст.606 ГК по договору аренды (имущественного найма) арендодатель
(наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю)
имущество за плату во временное владение и пользование или во
временное пользование.
Объектами аренды, как следует из ст.607 ГК, могут быть
земельные участки и другие обособленные природные объекты,
предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения,
оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не
теряют своих натуральных свойств в процессе их использования
(непотребляемые вещи). Статья 622 ГК регулирует вопрос о возврате
арендованного имущества арендодателю. При прекращении договора
аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том
состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа
или в состоянии, обусловленном договором.
Лес как природный объект и предмет договора аренды
предоставляется обычно с целью его эксплуатации, потребления его
ресурсов. В первую очередь это относится, естественно, к заготовке
древесины, в процессе которой фактически предмет договора
уничтожается. Последующее лесовосстановление, осуществляемое
арендатором, приводит к тому, что предмет договора возникает
вновь. Однако природные характеристики искусственно созданного
леса не соответствуют свойствам естественного леса.
Из этого следует вывод, что лес, т.е. древесно-кустарниковую
растительность, сдать в аренду, с юридической точки зрения,
нельзя. Нельзя сдать в аренду и лесной фонд. В аренду можно
передать участок земель лесного фонда, покрытый или не покрытый
лесом, который является непотребляемой вещью.
Закрепление в ст.7 ЛК РФ понятия лесного фонда, элементами
которого являются земли лесного фонда, леса, произрастающие на них
леса и земли лесного фонда, не покрытые лесом, обусловило
необходимость введения в ст.9 ЛК РФ другого понятия - "участок
лесного фонда". Основной причиной появления этого термина является
необходимость регулирования арендных отношений в лесном хозяйстве.
К участкам лесного фонда ЛК РФ относит участки леса, а также
участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и
участки нелесных земель. Именно участок лесного фонда согласно
лесному законодательству является предметом договора аренды
согласно ст.31 ЛК, поскольку на первый план в содержании этого
понятия выходит термин "участок", который, естественно, в данном
контексте ассоциируется с участком земли.
По договору аренды участка лесного фонда лесхоз
(арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю
(арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года
до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов
лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды участка
лесного фонда лесные ресурсы (продукция) являются собственностью
арендатора. Субаренда участков лесного фонда запрещается (ст.31
ЛК).
Порядок заключения таких договоров урегулирован в Положении
об аренде участков лесного фонда, утвержденном постановлением
Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345 (СЗ РФ. 1998. N 14.
Ст.1585.). Участки лесного фонда могут передаваться в аренду
одному или нескольким арендаторам за плату на указанные выше сроки
для осуществления следующих видов лесопользования:
заготовки древесины;
заготовки живицы;
заготовки второстепенных лесных ресурсов (пней, коры,
бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
побочного лесопользования (сенокошения, пастьбы скота,
размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и
сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых
лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья,
сбора мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша, других
видов побочного лесопользования, перечень которых утверждается
федеральным органом управления лесным хозяйством);
пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего
хозяйства;
пользования участками лесного фонда для
культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Аренда участков лесного фонда на территориях государственных
природных заповедников не допускается. Участки лесного фонда,
переданные в аренду, по истечении срока аренды в собственность
арендатора не переходят. Выкуп и субаренда арендованных участков
лесного фонда запрещаются. Предусмотрено, что предоставление
участков лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно с
учетом интересов населения, проживающего на соответствующей
территории.
Процедура предоставления участков лесного фонда в аренду
состоит в следующем. Участки лесного фонда предоставляются в
аренду на основании решений органов государственной власти
субъектов РФ, принимаемых по представлению территориальных органов
управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
Представления о передаче участков лесного фонда в аренду
подготавливаются территориальными органами управления лесным
хозяйством с участием органов местного самоуправления и
лесопользователей.
Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в
соответствии с Положением о порядке проведения лесных конкурсов по
передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации,
утвержденным приказом Рослесхоза от 30 сентября 1997 г. N 123
(БНА. 1998. N 3.). Предметом лесного конкурса является право
аренды участков лесного фонда, выставляемых органом
государственной власти субъекта Федерации на лесной конкурс.
Органы государственной власти субъектов РФ утверждают составы
комиссий по проведению лесных конкурсов. Гражданин или юридическое
лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса
подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании
протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в
указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка
лесного фонда. Договор аренды участка лесного фонда должен быть
подписан победителем лесного конкурса и соответствующим лесхозом
(арендодателем) в течение двадцати дней или иного указанного в
извещении срока после завершения лесного конкурса и оформления
протокола.
При заключении договора аренды арендодатель обязан
предупредить арендатора о правах третьих лиц на предоставляемый в
аренду участок лесного фонда (сервитуте, аренде, краткосрочном
пользовании и др.). Неисполнение арендодателем этой обязанности
дает арендатору право требовать уменьшения арендной платы либо
расторжения договора аренды и возмещения убытков.
На основании решений органов государственной власти субъектов
РФ без проведения лесного конкурса участки лесного фонда
предоставляются в аренду на срок от одного года до пяти лет
лесопользователям, длительное время осуществляющим свою
деятельность на данной территории и имеющим производственные
мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных
ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным
на данной территории.
Граждане и юридические лица, имеющие право и желающие
получить в аренду участок лесного фонда без проведения лесного
конкурса, направляют в лесхоз письменное заявление. Арендодатель в
месячный срок рассматривает заявление и со своим заключением
передает его в территориальный орган федерального органа
управления лесным хозяйством в субъекте РФ. Этот территориальный
орган в месячный срок рассматривает заявление и передает
подготовленное по нему представление в орган государственной
власти субъекта Федерации, который выносит решение о
предоставлении участка лесного фонда в аренду или об отказе в
аренде.
В случае принятия органом государственной власти субъекта РФ
решения о предоставлении участка лесного фонда в аренду без
проведения лесного конкурса арендодатель и заявитель в месячный
срок после его принятия заключают договор аренды.
Когда предоставляется в аренду участок лесного фонда площадью
свыше 200 га для заготовки древесины на срок более пяти лет, то
арендатор обязан в течение года после подписания передаточного
акта представить арендодателю проект организации рубок главного
пользования и ведения лесного хозяйства. Если срок аренды
составляет от двух до пяти лет, то в этом случае представляется
план рубок. В случае предоставления в аренду на срок более пяти
лет участка лесного фонда площадью свыше 200 га для нужд
охотничьего хозяйства арендатор обязан в течение года после
подписания передаточного акта представить арендодателю проект
организации ведения охотничьего хозяйства.
Проекты организации рубок главного пользования и ведения
лесного хозяйства, планы рубок и проекты организации ведения
охотничьего хозяйства на арендованном участке лесного фонда
разрабатываются за счет арендатора государственными
лесоустроительными организациями федерального органа управления
лесным хозяйством по типовым схемам и методикам, утвержденным этим
органом. Указанные проекты подлежат утверждению территориальными
органами Минприроды России. Порядок утверждения планов рубок
устанавливается этими же органами.
Схема типового проекта организации рубок главного пользования
и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда
утверждена приказом Рослесхоза от 7 июня 1994 г. N 123. Проект,
разработанный по данной схеме, должен быть положен в основу
договора аренды, и он является обязательным при ведении лесного
хозяйства и организации лесопользования. Проект должен
разрабатываться на виды лесных пользований, указанные в лицензии.
Договор аренды участка лесного фонда заключается в письменной
форме путем составления одного документа, подписанного
арендодателем и арендатором, подлежит государственной регистрации
и считается заключенным с момента такой регистрации. Несоблюдение
письменной формы договора аренды и требования о его
государственной регистрации влечет недействительность договора.
В договоре аренды должны быть указаны стороны договора
аренды; границы участка лесного фонда, которые должны быть
обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или)
указаны в планово-картографических материалах); виды
лесопользования; объемы (размеры) лесопользования; срок аренды;
размер арендной платы и порядок ее внесения; права и обязанности
сторон по использованию, охране, защите участка лесного фонда и
воспроизводству лесов; порядок оплаты проведенных арендатором
лесохозяйственных работ; ответственность за нарушение договорных
обязательств и порядок возмещения убытков; основания расторжения и
изменения договора аренды. Указанные условия являются
существенными условиями договора аренды участка лесного фонда.
Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за
пользование участком лесного фонда, размер и порядок внесения
которой определяются договором аренды.
После государственной регистрации договора аренды и получения
лесорубочного билета или лесного билета арендатор приобретает
право:
осуществлять лесопользование в объемах, определенных
договором аренды;
производить в установленном порядке на участке лесного фонда,
переданном в аренду, строительство лесовозных дорог, пунктов
хранения древесины, других строений и сооружений, необходимых для
организации лесопользования;
получать информацию об участке лесного фонда, переданном в
аренду;
пользоваться другими правами, если их реализация не
противоречит требованиям лесного законодательства РФ и условиям
договора аренды.
Арендатор, выполняющий обязательства по договору аренды
участка лесного фонда, по истечении срока договора аренды имеет
при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами
право на заключение договора аренды на новый срок.
Арендатор обязан:
использовать участок лесного фонда по назначению в
соответствии с лесным законодательством и договором аренды;
вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные
договором аренды;
соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, а
также условия лесорубочного билета, лесного билета;
не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей
природной среде;
вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии
почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие
пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а
также на состояние водных и других природных объектов;
соблюдать на предоставленном ему в аренду участке лесного
фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить
необходимые противопожарные мероприятия, а в случае возникновения
лесного пожара обеспечивать его тушение;
осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов в срок и на
условиях, которые указаны в договоре аренды, лесорубочном билете,
лесном билете;
приводить земли на участке лесного фонда в состояние,
указанное в договоре аренды, лесорубочном билете, лесном билете,
за свой счет;
проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на
вырубках и площадях, на которых в результате деятельности
арендатора уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая
растительность;
сдавать арендодателю лесосеки при завершении на них работ в
состоянии, определенном договором аренды, лесорубочным билетом;
сдать участок лесного фонда арендодателю после завершения
срока аренды в состоянии, определенном договором аренды; выполнять
другие обязанности.
Арендодатель в свою очередь имеет право:
осуществлять контроль за соблюдением арендатором требований
лесного законодательства, норм ведения лесного хозяйства и условий
договора;
получать от арендатора сведения, справочные и другие
материалы об использовании, охране и защите лесного фонда и
воспроизводстве лесов;
привлекать арендатора к тушению лесных пожаров;
осуществлять другие права, если их реализация не противоречит
требованиям лесного законодательства и условиям договора аренды.
Арендодатель обязан:
обозначать в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и
(или) на планово-картографических материалах границы участка
лесного фонда, предоставляемого в аренду;
производить отвод и таксацию лесосек и выдавать арендатору
лесорубочные билеты и лесные билеты в установленном порядке;
производить приемку выполненных арендатором
лесовосстановительных и других лесохозяйственных работ;
оплачивать выполненные арендатором лесовосстановительные и
другие лесохозяйственные работы согласно договору аренды;
оказывать арендатору методическую помощь в выборе способов и
методов лесовосстановления на вырубках, обеспечивать арендатора на
договорной основе посадочным и посевным материалом для создания
лесных культур;
предоставлять арендатору в случае необходимости на договорных
условиях лесохозяйственную технику для выполнения им
лесохозяйственных и лесовосстановительных работ;
возмещать ущерб, нанесенный арендатору в результате
неправомерного ограничения или приостановления его деятельности и
в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством;
выполнять иные обязанности.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz