«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

прочитаноне прочитано
Прочитано: 84%

СТАТЬЯ 102

Статья 102. Земли водного фонда
1. В ст.102 ЗК дано определение земель водного фонда. К
землям этой категории относятся земли, занятые водными объектами,
земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые
для установления полос отвода и зон охраны водозаборов,
гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и
объектов.
Основное целевое назначение земель водного фонда заключается
в использовании их для строительства и эксплуатации сооружений,
обеспечивающих удовлетворение питьевых, бытовых, оздоровительных и
других нужд населения, а также водохозяйственных,
сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных,
рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных
государственных и общественных потребностей.
Исходя из указанного выше определения, земли водного фонда
подразделяются на два вида: водопокрытые земли и земли,
предназначенные для обслуживания юридических лиц и граждан -
водопользователей и прилегающие к водным объектам.
Водопокрытыми землями считаются земли, которые покрыты водой
постоянно, либо большую часть года, т.е. поверхностными водами, и
соответственно они являются частью водного объекта. Понятие
"водный объект" дано в ст.1 Водного кодекса. Это - сосредоточение
вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее
границы, объем и черты водного режима. Понятие водного объекта
уточнено в ст.7 ВК: поверхностные воды и земли, покрытые ими и
сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются
как единый водный объект.
Поверхностные водные объекты представляют собой постоянное
или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее
рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима.
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод, дна и
берегов. Такие водные объекты имеют многофункциональное значение и
могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей
одновременно.
Поверхностные водные объекты подразделяются на: поверхностные
водотоки и водохранилища на них; поверхностные водоемы; ледники и
снежники (ст.9 ВК). Поверхностные водотоки - это поверхностные
водные объекты, воды которых находятся в состоянии непрерывного
движения. К поверхностным водотокам относятся реки и водохранилища
на них, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и
комплексного использования водных ресурсов. Поверхностными
водоемами являются поверхностные водные объекты, воды которых
находятся в состоянии замедленного водообмена. К поверхностным
водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды.
Статья 7 ВК, как говорилось выше, рассматривает как единый
водный объект поверхностные воды и земли, покрытые ими, а также
сопряженные с ними дно и берега водного объекта. Кроме того,
согласно ст.32 ВК предметом права собственности на водные объекты
выступает водный объект в целом. Это обстоятельство определяет
характер права собственности на земли водного фонда.
Право собственности на земли водного фонда подчинено праву
собственности на водный объект: земли водного фонда принадлежат
тому, кому принадлежит водный объект. ВК закрепляет право
государственной (федеральной, субъектов Федерации), муниципальной
и частной собственности на водные объекты. Поэтому соответственно
и земли водного фонда могут находиться в публичной или частной
собственности.
Особенностью права собственности на земли рассматриваемой
категории земель является правило, закрепленное в ст.34 ВК,
согласно которому обычно изменение русла реки или иное изменение
местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида
собственности на водный объект.
Воды, так же как и земля, лес, недра, животный мир, являются
природным ресурсом, имеющим огромную экономическую ценность. В
отличие от иных природных ресурсов вода абсолютно необходима для
существования человека. Несмотря на то что воды являются
восполняемым и повторно используемым природным ресурсом,
повсеместно в России нет достаточного количества воды, чтобы закон
позволял каждому пользователю потреблять необходимое ему
количество воды по его усмотрению. В силу этих обстоятельств
содержание норм водного права не конструируется путем
регламентации преимущественно отношений собственности на водные
объекты аналогично тому, как земельное право регулирует право
собственности на землю. В водном праве закрепляется механизм
реализации права использовать водные объекты, т.е. права
водопользования. Поэтому водное законодательство преимущественно
регулирует отношения водопользования, а не собственности,
неотъемлемым элементом которого является право владения.
Что касается правового режима использования этих земель, то
имеются различия в регулировании использования и охраны
водопокрытых земель и земель, предназначенных для обслуживания
юридических лиц и граждан водопользователей. Эти различия
обусловлены, прежде всего, тем, что существует органическая
взаимосвязь между использованием вод и использованием водопокрытых
земель. Невозможно использовать эти земли, не используя водные
объекты. Что касается использования земель, предназначенных для
обслуживания юридических лиц и граждан водопользователей, то
использование этих земель, как правило, оказывает прямое
воздействие на состояние водных объектов.
3. В Водном кодексе РФ предусмотрен ряд требований,
касающихся режима использования и охраны земель, предназначенных
для обслуживания юридических лиц и граждан - водопользователей.
Прежде всего, следует отметить, что ст.12 ВК дополнительно к
правам лиц, использующих земельные участки, предусмотренным в
ст.40 и 41 ЗК, закрепляет право пользования водами лиц,
использующих прибрежные земельные участки. Так, собственники,
владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к
поверхностным водным объектам, могут использовать водные объекты
только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и
законные интересы других лиц. В этих случаях указанные лица не
должны препятствовать использованию водных объектов и их берегов
для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев,
предусмотренных законодательством РФ.
Установлены два ограничения этого права. Во-первых, такое
водопользование допустимо только для своих собственных нужд.
Во-вторых, при этом не должны нарушаться права и законные интересы
других лиц.
Использование земель водного фонда, не покрытых водами, может
оказывать вредное воздействие на состояние водных объектов. Статья
105 ВК предусматривает, что при размещении, проектировании,
строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию хозяйственных и
других объектов, а также при внедрении новых технологических
процессов должно учитываться их влияние на состояние водных
объектов и окружающую природную среду.
Места строительства (размещения) хозяйственных и других
объектов, влияющих на состояние водных объектов, определяются по
согласованию со специально уполномоченным органом управления
использованием и охраной водного фонда (Министерством природных
ресурсов РФ), специально уполномоченными государственными органами
в области охраны окружающей природной среды, другими
государственными органами управления использованием и охраной
природных ресурсов, государственным органом
санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с
законодательством РФ.
При проектировании и строительстве вновь создаваемых и
реконструируемых хозяйственных и других объектов, а также при
внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние
водных объектов, необходимо предусматривать создание замкнутых
систем технического водоснабжения. Проектирование и строительство
прямоточных систем технического водоснабжения, как правило, не
допускаются. Проектирование и строительство таких систем
разрешаются в исключительных случаях при положительном заключении
государственной экспертизы на предпроектную и проектную
документацию и государственной экологической экспертизы.
ВК запрещает ввод в эксплуатацию:
хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих
накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не
оборудованных устройствами, очистными сооружениями,
предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов
и вредное воздействие вод;
водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств
и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;
животноводческих ферм и других производственных комплексов,
не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;
оросительных, обводнительных и осушительных систем,
водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений
до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие
вод;
гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, а
также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;
водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных
вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами,
водоучитывающими приборами;
водозаборных и иных гидротехнических сооружений без
установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения
за показателями состояния водных объектов;
сооружений и устройств для транспортирования и хранения
нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их
средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и
контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки
указанных продуктов.
Не допускается ввод в эксплуатацию объектов орошения сточными
водами без создания пунктов наблюдения за показателями состояния
водных объектов. До ввода в эксплуатацию водохранилищ
осуществляются мероприятия по подготовке их ложа к затоплению.
Решение о запрещении ввода в эксплуатацию хозяйственных и
других объектов, влияющих на состояние водных объектов, принимают
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ в
порядке, установленном законодательством РФ.
В свою очередь водные объекты могут негативно влиять на
состояние прибрежных земель. В ст.1 ВК дается определение понятия
"вредное воздействие вод" - затопление, подтопление и другое
вредное влияние поверхностных и подземных вод на определенные
территории и объекты. В связи с этим ст.117 ВК специально
регулирует вопросы предупреждения и ликвидации последствий
вредного воздействия вод.
Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов РФ и водопользователи обязаны
принимать меры для предупреждения и ликвидации последствий
вредного воздействия вод: наводнения, затопления и подтопления;
разрушения берегов, плотин, дамб и других сооружений;
заболачивания и засоления земель; эрозии почв, образования
оврагов, оползней, селевых потоков и других явлений.
В случаях, предусмотренных законодательством РФ, для
предупреждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод
Правительством РФ и (или) органами исполнительной власти субъектов
РФ могут создаваться специальные комиссии, решения которых,
принятые в пределах их полномочий, являются обязательными для всех
граждан и юридических лиц.
Водопользователи в случае стихийных бедствий и аварий на
водных объектах обязаны принимать участие в проведении мероприятий
по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия
вод. Указанные мероприятия проводятся по согласованию со
специально уполномоченным государственным органом управления
использованием и охраной водного фонда и с органами местного
самоуправления.
Специфика правового режима земель водного фонда, не покрытых
водами, заключается в том, что права лиц, использующих прибрежные
участки земли, могут быть ограничены. 26 ноября 1948 г. было
принято постановление Совета Министров СССР N 4405 "О землях,
предоставленных органам водного хозяйства для специальных нужд" (с
изм. от 2 октября 1963 г.). Этим постановлением предусмотрено, что
на принадлежащих различным землепользователям землях, прилегающих
к каналам межхозяйственного значения, по которым не установлены
полосы отвода, запрещается производить без разрешения органов
водного хозяйства возведение строений, устройство копаней, канав,
складов строительных материалов и сельскохозяйственной продукции
ближе 10-15 м и распахивать землю ближе двух метров от бровки
канала или подошвы дамб его, а также устройство водопоев для
скота.
Органы водного хозяйства имеют право, по согласованию с
соответствующими землепользователями, на землях, прилегающих к
каналам и не занятых посевами или насаждениями, при производстве
текущих ремонтных работ устраивать временные склады
ремонтно-строительных материалов, выбрасывать ил и водоросли при
очистке каналов, брать дерн, размещать временные кузницы, походные
мастерские, устраивать стоянки транспорта и механизмов, а также в
случае аварий закладывать резервы для выемки грунта.
Правовой режим земель, предоставленных органам водного
хозяйства, регулируется Положением о землях, предоставленных
органам водного хозяйства для специальных нужд, утвержденным
постановлением Совета Министров РСФСР от 26 сентября 1962 г. N
1255 (СП РСФСР. 1962. N 17. Ст.92; СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.190.).
К землям, предоставленным органам водного хозяйства для
специальных нужд, относятся земельные участки, отведенные в
установленном порядке для строительства, реконструкции и
расширения гидротехнических сооружений в целях обводнения,
орошения и осушения земель сельскохозяйственного значения, а также
водоснабжения и для других водохозяйственных надобностей
(обвалования рек, берегозащитных сооружений и т.д.).
В состав земель, предоставленных органам водного хозяйства
для специальных нужд, входят:
земли, занятые оросительными, обводнительными или
осушительными каналами, водохранилищами, гидротехническими
сооружениями межхозяйственного значения, водоприемниками
осушительных систем и сбросных вод при орошении (кроме рек),
противопаводковыми защитными валами и дамбами;
земли, предоставленные под полосы отвода вдоль магистральных,
межхозяйственных каналов, противопаводковых защитных валов и дамб,
а также у головных и прочих гидротехнических сооружений
межхозяйственного значения;
земли, предоставленные под строительство эксплуатационных
поселков, отдельных зданий и служб и постоянно действующие
карьеры.
Отвод земель органам водного хозяйства для специальных нужд
производится по их ходатайствам в установленном порядке. Расходы,
связанные с отводом земель, относятся за счет органов водного
хозяйства. Контроль за правильным использованием земель,
предоставленных органам водного хозяйства для специальных нужд,
осуществляется Министерством природных ресурсов РФ, органами
исполнительной власти субъектов РФ и органами местного
самоуправления.
4. Одним из правовых средств охраны водных объектов от
вредных воздействий является установление зон санитарной охраны
источников водоснабжения. Порядок установления таких зон и
правовой режим земель таких зон установлен Санитарными правилами
"Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов
хозяйственно-питьевого назначения", утвержденными постановлением
Госкомсанэпиднадзора России от 10 апреля 1995 г. N 7.
Основной целью создания и обеспечения режима в зоне
санитарной охраны (ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения
источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также
территорий, на которых они расположены. ЗСО состоит из трех
поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию
расположения водозаборов, площадок расположения всех водопроводных
сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места
водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного
загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса
ограничений) включают территорию, предназначенную для
предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной
полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах
санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению,
устанавливается специальный режим и определяется комплекс
мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества
воды.
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых
организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических
мероприятий зависят от вида источников водоснабжения (подземных
или поверхностных), проектируемых или используемых для
хозяйственно-питьевого водоснабжения, от степени их естественной
защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
Решение о возможности организации ЗСО должно приниматься на
стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда
выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки
населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения
должны быть показаны на схеме планировочных ограничений. Для
согласования выбора площадки для строительства водозабора заказчик
должен представить центру государственного
санитарно-эпидемиологического надзора материалы, характеризующие
источник водоснабжения, в том числе ориентировочные границы ЗСО и
возможные источники загрязнения.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор на
территории ЗСО осуществляется органами и учреждениями
государственной санитарно-эпидемиологической службы путем
разработки и контроля за проведением гигиенических и
противоэпидемических мероприятий, согласования водоохранных
мероприятий и контроля качества воды источника. Государственный
экологический контроль проводится специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей среды.
В процессе организации ЗСО учитывается комплекс факторов, в
том числе дальность распространения загрязнения. Этот фактор
обусловлен видом источника водоснабжения (поверхностный или
подземный); характером загрязнения (микробное или химическое);
степенью естественной защищенности от поверхностного загрязнения
(для подземного источника); гидрогеологическими или
гидрологическими условиями.
При определении размеров поясов ЗСО, в частности второго
пояса, учитывается время выживаемости микроорганизмов, возможность
их распространения и т.д. Граница второго пояса ЗСО определяется
гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное
загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго
пояса, не достигает водозабора. Основным параметром, определяющим
расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является
время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к
водозабору.

«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»

Hosted by uCoz