«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 43% |
- порядок перехода действующих организаций и
зарегистрированных индивидуальных предпринимателей на УСН, а также
изменения избранного объекта налогообложения (п.1);
- порядок применения УСН вновь создаваемыми организациями и
физическими лицами, осуществляющими регистрацию в качестве
индивидуальных предпринимателей (п.2);
- правила перехода с УСН на общий режим налогообложения
(п.3-6);
- специальное правило в отношении возврата к применению УСН
для налогоплательщиков, перешедших на общий режим налогообложения
(п.7).
1. Действующие организации и физические лица, уже
зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей,
изъявившие желание перейти на УСН, подают в налоговый орган
заявление о переходе на УСН в период с 1 октября по 30 ноября
года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики
переходят на УСН.
Заявление о переходе на УСН подается:
- организациями - по месту своего нахождения;
- физическими лицами, зарегистрированными в качестве
индивидуальных предпринимателей, - по месту жительства.
В соответствии с п.2 ст.11 НК местом нахождения российской
организации признается место ее государственной регистрации (см.
п.2 ст.11 НК).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией
юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при
внесении изменений в их учредительные документы и при ведении
единого государственного реестра юридических лиц (далее -
государственный реестр), регулируются Федеральным законом от
08.08.01 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических
лиц"*(49).
Государственная регистрация юридических лиц - акт
уполномоченного федерального органа исполнительной власти,
осуществляемый посредством внесения в государственный реестр
сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а
также иных сведений о юридических лицах в соответствии с
Федеральным законом "О государственной регистрации юридических
лиц" (см. ст.1 этого Закона).
Государственная регистрация осуществляется федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке,
установленном Конституцией и Федеральным конституционным законом
от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред.
от 31.12.97)*(50) (см. ст.2 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц"). В соответствии с п.1 постановления
Правительства РФ от 17.05.02 N 319 "Об уполномоченном федеральном
органе исполнительной власти, осуществляющем государственную
регистрацию юридических лиц" (в ред. от 12.08.02)*(51) начиная с 1
июля 2002 г. таким органом является МНС России.
За государственную регистрацию уплачивается государственная
пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах (см.
ст.3 Федерального закона "О государственной регистрации
юридических лиц"). В соответствии с п.6 ст.4 Закона РФ от 09.12.91
N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. от 21.03.02)*(52) за
государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за
государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные
документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в
размере 2000 руб.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется
в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов
в регистрирующий орган по месту нахождения указанного учредителями
в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего
исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного
органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право
действовать от имени юридического лица без доверенности (см. ст.8
Федерального закона "О государственной регистрации юридических
лиц").
Место жительства физического лица - место, где физическое
лицо постоянно или преимущественно проживает (см. п.2 ст.11 НК).
Для целей налогообложения под местом жительства физического
лица понимается место его регистрации (в органах МВД России).
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту
пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации
осуществляется в соответствии с Законом РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О
праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации"*(53).
В соответствии со ст.2 указанного Закона местом жительства
могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение,
специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом
маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых,
дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое
помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно
проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма),
договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных
законодательством РФ.
В соответствии с п.12 Методических рекомендаций по применению
гл.26.2 НК заявление о переходе на УСН подается в налоговый орган
по рекомендуемой форме N 26.2-1, утвержденной приказом МНС России
от 19.09.02 N ВГ-3-22/495*(54) (см. приложение 6).
Действующие организации в заявлении о переходе на УСН
сообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется
налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые
применена УСН. В случае изменения избранного объекта
налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную
систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом
налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в
котором впервые будет применена упрощенная система
налогообложения.
2. Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные
индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН,
вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей
заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае
организации вправе применять УСН в текущем календарном году с
момента создания организации, а индивидуальные предприниматели
вправе применять УСН с момента регистрации физического лица в
качестве индивидуального предпринимателя.
В Методических рекомендациях по применению гл.26.2 НК (см.
п.12) установлено, что по результатам рассмотрения поданных
налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговый орган в
месячный срок со дня их регистрации (подп.8.1.5 Типовой инструкции
по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти,
утвержденной приказом Федеральной архивной службы России от
27.11.2000 N 68*(55)) в письменной форме уведомляет
налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения
УСН (формы уведомлений N 26.2-2 и 26.2-3 утверждены приказом МНС
России от 19.09.02 N ВГ-3-22/495; см. приложение 6).
Следует отметить, что уведомление о невозможности применения
УСН должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на норму,
запрещающую конкретному налогоплательщику применять УСН
(основания, установленные в п.2, 3 ст.346.12 НК; см. коммент.).
3. Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания
налогового периода (т.е. до истечения календарного года) перейти
на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено
ст.346.13 НК. Другими словами, налогоплательщик добровольно не
вправе перейти на общий режим налогообложения в течение
календарного года. Но если показатели его деятельности превысят
пределы, установленные в п.4 комментируемой статьи, он будет
считаться перешедшим на общий режим налогообложения.
4. Если доход (см. коммент. к ст.346.14, 346.15 НК)
налогоплательщика по УСН (организации или индивидуального
предпринимателя) по итогам налогового периода или отчетного
периода превысит 15 млн руб. или если остаточная стоимость
основных средств и нематериальных активов, определяемая в
соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете,
превысит 100 млн руб., такой налогоплательщик считается перешедшим
на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором
было допущено это превышение.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании
общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в
порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах
для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных
индивидуальных предпринимателей. Налогоплательщики, перешедшие на
общий режим налогообложения в результате превышения пределов,
установленных в п.4 ст.346.13 НК, не уплачивают пени и штрафы за
несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того
квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на общий режим
налогообложения (см. подразд. 2.3 и 2.4).
Следует отметить, что в соответствии с первоначальной
редакцией п.4 ст.346.13 НК на индивидуальных предпринимателей не
распространялось ограничение по размерам остаточной стоимости
основных средств и нематериальных активов.
5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о
переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по
истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход
превысил ограничения, установленные п.4 ст.346.13 НК.
Как при работе над первоначальным текстом, так и при внесении
изменений в гл.26.2 НК, составители проекта и текста поправок
забыли указать в комментируемом подпункте о том, что
налогоплательщик также обязан сообщать в налоговый орган о
возникшем в течении отчетного (налогового) периода превышении
остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов,
определяемой в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском
учете, в 100 млн руб. В результате возникла несогласованность
между нормами, содержащимися в п.4 и 5 ст.346.13 НК.
В соответствии с действующей в настоящее время редакцией
гл.26.2 НК существует противоречие между тремя нормами,
содержащимися в подп.16 п.3 ст.346.12, в п.4 и 5 ст.346.13 НК. В
соответствии с подп.16 п.3 ст.346.12 НК не вправе применять УСН
только организации (но не индивидуальные предприниматели!), у
которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных
активов превышает 100 млн руб. В соответствии с п.4 ст.346.13 НК
индивидуальные предприниматели, у которых указанный показатель в
течение налогового (отчетного) периода превышает 100 млн руб.,
считаются перешедшими на общий режим налогообложения. В
соответствии с п.5 ст.346.13 НК ни на организации, ни на
индивидуальных предпринимателей не возлагается обязанность
извещать налоговый орган о соответствующем превышении ни в течение
отчетного периода, ни по окончании налогового периода. Кроме того,
в соответствии со ст.346.24 НК на налогоплательщика возлагается
обязанность вести налоговый учет только в отношении доходов и
расходов, но не устанавливаются обязанности по ведению налогового
учета основных средств и нематериальных активов.
Следует отметить, что составители Методических рекомендаций
по применению гл.26.2 НК предписывают налогоплательщикам
представлять в налоговый орган сообщение только в случае, если
доходы превысят 15 млн руб.
Рекомендованная форма сообщения N 26.2-5 была утверждена
приказом МНС России от 19.09.02 N ВГ-3-22/495 (см. приложение 6).
6. Налогоплательщик, применяющий УСН, вправе добровольно
перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года,
уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в
котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.
О переходе на общий режим налогообложения налогоплательщики
уведомляют налоговый орган в письменной форме. Рекомендованная
форма уведомления N 26.2-4 была утверждена приказом МНС России от
19.09.02 N ВГ-3-22/495 (см. приложение 6).
7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы
налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь
перейти на УСН не ранее чем через 1 год после того, как он утратил
право на применение УСН.
Для действующих организаций и уже зарегистрированных
индивидуальных предпринимателей переход на УСН в течение
календарного года не допускается. Таким образом, указанные
налогоплательщики смогут вернуться к применению УСН только после
того, как пройдет полный календарный год (налоговый период по
УСН).