«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 26% |
В комментируемой статье: дается легальное определение понятий
"расходы", "обоснованные расходы", "документально подтвержденные
расходы"; устанавливается подразделение расходов на "расходы,
связанные с производством и реализацией" и "внереализационные
расходы"; устанавливаются правила налогового учета расходов, в
частности расходов, выраженных в иностранной валюте и в условных
единицах.
Комментарий к пункту 1
В п.1 законодатель устанавливает право любого
налогоплательщика уменьшать полученные доходы (см. коммент. к
ст.248-251 НК) на сумму произведенных расходов за исключением
расходов, не учитываемых в целях налогообложения (см. коммент. к
ст.270 НК).
Расходами признаются обоснованные и документально
подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.265 НК,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Законодатель установил, что для признания для целей
налогообложения расходов (затрат), они должны соответствовать
одновременно следующим трем условиям:
1) они должны быть обоснованными;
2) документально подтвержденными;
3) произведены для осуществления деятельности, направленной
на получение дохода.
Под обоснованными расходами (затратами) понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в
денежной форме. К сожалению, понятие "экономической оправданности
затрат" не разъясняется ни в одном акте действующего
законодательства РФ. В Методических рекомендациях от 20.12.02
(данный нормативный акт не относится к актам законодательства РФ о
налогах и сборах) указывается, что под "экономически оправданными
расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения
доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные
обычаями делового оборота". По сути, составители рекомендаций
заменили одно неизвестное "экономическая оправданность" на другое
неизвестное "принцип рациональности", включили в объяснение
первого условия третье условие (связь расходов с доходами) и
дополнительно предоставили налогоплательщику право при отнесении
отдельных видов расходов к расходам, уменьшающим налоговую базу,
обосновывать такое отнесение "обычаями делового оборота". Однако
понятие "расходы, обусловленные обычаями делового оборота" также
нигде не определено.
Для целей практического применения данной нормы, на наш
взгляд, налогоплательщику, с одной стороны, необходимо учитывать
следующее.
Во-первых, должностные лица налоговых органов по данному
вопросу, так же как и налогоплательщики, не имеют четких критериев
отнесения тех или иных затрат к "экономически обоснованным".
Во-вторых, ни в одном действующем на сегодняшний день акте
законодательства РФ о налогах и сборах не установлено право
налоговых органов определять "обоснованность" затрат. Нигде не
установлена и процедура определения обоснованности затрат
налогоплательщика (применения "принципа рациональности"). В
соответствии со ст.40 НК налоговые органы вправе осуществлять
"контроль за правильностью применения цен" в соответствии с
принципами определения дохода (ст.41 НК).
В-третьих, ни одно должностное лицо налогового органа не
вправе своим решением отнести те или иные затраты к "экономически
необоснованным" затратам (не отвечающим "принципу
рациональности"). Это может сделать только суд (арбитражный суд),
признав ту или иную сделку мнимой, недействительной, ничтожной и
т.д. (см. параграф 2 гл.9 подраздела 4 ч.1 ГК).
В-четвертых, Методические рекомендации, не относящиеся к
актам законодательства РФ о налогах и сборах, не являются
обязательными для налогоплательщика, но являются обязательными для
должностных лиц налоговых органов. Другими словами, если
налогоплательщик или представитель налогоплательщика смогут
аргументированно доказать должностному лицу налогового органа, что
конкретные затраты в конкретной ситуации были либо необходимы (по
экономическим, юридическим, экологическим, социальным или иным
основаниям), либо связаны с получением дохода (или возможностью
его получения), либо были обусловлены обычаями (стандартами)
делового оборота в данной отрасли экономики, должностному лицу
налогового органа необходимо будет либо признать эти затраты
экономически оправданными, либо аргументированно доказать в
арбитражном суде обратное.
В-пятых, в арбитражном суде не налогоплательщик должен
доказывать обоснованность затрат, а представитель налогового
органа должен будет доказать их необоснованность. При этом
налогоплательщик вправе приводить любые доказательства
обоснованности (разумности, целесообразности, необходимости)
конкретных расходов.
С другой стороны, всегда необходимо помнить о том, что любые
(даже формально необходимые) затраты в размерах, превышающих
разумные, особенно совершенные в конце отчетного (налогового)
периода, всегда привлекают внимание должностных лиц налоговых
органов, осуществляющих налоговые проверки.
Под документально подтвержденными расходами понимаются
затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством РФ.
Требования к оформлению документов, подтверждающих затраты
налогоплательщиков, установлены в статьях гл.25 НК (313-333),
законодательстве и нормативно-правовых актах по бухгалтерскому
учету. Кроме того, требования к оформлению отдельных видов
документов устанавливаются в других актах законодательства РФ и
нормативно правовых актах государственных органов.
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются любые
затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода. Важно подчеркнуть,
что законодатель не установил обязательности получения конкретного
дохода в конкретном налоговом периоде в качестве условия признания
соответствующих затрат для целей налогообложения. Для того чтобы
затраты соответствовали указанному требованию, достаточно того,
чтобы конкретные затраты были связаны с деятельностью
налогоплательщика, направленной на получение дохода. Если
деятельность была направлена на получение дохода и
налогоплательщик понес затраты (осуществил расходы), но в
результате стечения каких-либо обстоятельств налогоплательщик
получил не доход, а убыток, такие затраты (расходы) являются
"расходами, произведенными для осуществления деятельности,
направленной для получения дохода".
Комментарий к пункту 2
В п.2 комментируемой статьи законодатель установил
подразделение расходов на расходы, связанные с производством и
реализацией и внереализационные расходы. Расходы налогоплательщика
подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией
(см. коммент. к ст.253 НК), и внереализационные расходы (см.
коммент. к ст.265 НК) в зависимости:
1) от характера расходов (см. коммент. к ст.254-270, 275, 282
НК);
2) от условий осуществления и направлений деятельности
налогоплательщика (см. коммент. к 288-312 НК).
Комментарий к пункту 3
Особенности определения расходов, признаваемых для целей
налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо
расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами,
устанавливаются положениями гл.25 НК.
Комментарий к пункту 4
Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть
отнесены одновременно к нескольким группам расходов,
налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно
группе он отнесет такие расходы. Группировка расходов, связанных с
производством и (или) реализацией осуществляется в соответствии с
п.2 ст.253 НК. Группировка внереализационных расходов
осуществляется в соответствии со ст.265 НК.
Комментарий к пункту 5
Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых
выражена в иностранной валюте (см. коммент. к п.2 ст.250 НК),
учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена
в рублях.
Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых
выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с
расходами, стоимость которых выражена в рублях (см. коммент. к п.3
ст.248 НК).
Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в
зависимости от выбранного в учетной политике для целей
налогообложения метода признания таких расходов. Если
налогоплательщик использует метод начисления, то он должен
руководствоваться нормами ст.272 НК, если кассовый метод - нормами
ст.273 НК.
В целях гл.25 НК суммы, отраженные в составе расходов
налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его
расходов. Повторное включение отдельных видов расходов в состав
расходов налогоплательщика для целей определения налоговой базы
может произойти в результате изменения метода признания расходов
(изменения учетной политики), а также при использовании им
специальных режимов налогообложения (при переходе, переводе
налогоплательщика на специальный налоговый режим либо при возврате
к общему режиму налогообложения прибыли).