«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 27% |
Комментарий к пункту 1
Расходы, связанные с производством и реализацией, включают в
себя:
1) расходы, связанные с изготовлением (производством),
хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг,
приобретением и (или) реализацией товаров, работ, услуг,
имущественных прав (см. коммент. к ст.254-264, 318 НК);
2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое
обслуживание основных средств и иного имущества, а также на
поддержание их в исправном (актуальном) состоянии (см. коммент. к
ст.260, 322, 323, 324 НК);
3) расходы на освоение природных ресурсов (см. коммент. к
ст.261, 325 НК);
4) расходы на НИОКР (см. коммент. к ст.262 НК);
5) расходы на обязательное и добровольное страхование (см.
коммент. к ст.263 НК);
6) прочие расходы, связанные с производством и (или)
реализацией (см. коммент. к ст.264 НК).
Комментарий к пункту 2
Расходы, связанные с производством и (или) реализацией,
подразделяются:
1) на материальные расходы (см. коммент. к ст.254 НК);
2) расходы на оплату труда (см. коммент. к ст.255 НК);
3) суммы начисленной амортизации (см. коммент. к ст.256-259
НК);
4) прочие расходы (см. коммент. к ст.264 НК).
Комментарий к пункту 3
Особенности определения расходов отдельных категорий
налогоплательщиков устанавливаются с учетом положений следующих
статей НК: банков - ст.291, 292; страховых организаций - ст.294;
негосударственных пенсионных фондов - ст.296; организаций
потребительской кооперации - ст.297; ПУРЦБ - ст.299, 300, 305;
иностранных организаций - ст.308, 309, 310 (см. коммент. к
соответствующим статьям).
В комментируемой статье: приводится перечень видов
материальных расходов (не являющийся исчерпывающим);
устанавливается значение понятий "работы (услуги)
производственного характера", "возвратные отходы"; устанавливаются
правила: определения стоимости товарно-материальных ценностей
(далее - ТМЦ) и стоимости возвратной тары и возвратных отходов для
целей налогообложения; оценки продукции (работ, услуг)
собственного производства; приводится перечень (закрытый) расходов
(потерь), приравниваемых к материальным расходам для целей
налогообложения; перечисляются методы оценки сырья и материалов,
которые налогоплательщик может использовать при списании сырья и
материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров
(выполнении работ, оказании услуг).
Комментарий к пункту 1
В п.1 приводится не являющийся исчерпывающим перечень затрат
налогоплательщика, относимых к материальным расходам. По сути к
материальным затратам могут быть отнесены любые затраты связанные
с приобретением (созданием) товарно-материальных ценностей,
оплатой работ или услуг, используемых налогоплательщиком в
процессе производства и (или) реализации товаров (выполнения
работ, оказания услуг), за исключением расходов на приобретение
амортизируемого имущества.
К материальным расходам относятся затраты налогоплательщика
на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в
производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или)
образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при
производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг). В
соответствии с п.1 ст.318 НК данные расходы относятся к прямым
расходам.
К материальным расходам относятся расходы на приобретение
материалов, используемых:
1) для упаковки и иной подготовки произведенных и (или)
реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);
2) на другие производственные и хозяйственные нужды
(проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных
средств и иные подобные цели).
Данные расходы относятся к косвенным расходам
налогоплательщика.
К материальным расходам относятся затраты налогоплательщика
на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов,
лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не
являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества
включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере
ввода его в эксплуатацию.
В п.5.1 "Материальные расходы" Методических рекомендаций от
20.12.02 приводится текст следующего содержания: "При применении
статьи 254 НК РФ затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и
других средств индивидуальной защиты, не являющихся амортизируемым
имуществом, учитываются в составе материальных расходов только в
том случае, если обязательное применение спецодежды, спецобуви и
других средств индивидуальной защиты работниками конкретной
профессии предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 221 Трудового кодекса установлено, что на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах,
выполняемых в особых температурных условиях или связанных с
загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным
нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства
индивидуальной защиты.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 17.07.99 N
181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации"
работодатель обязан обеспечить приобретение за счет собственных
средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других
средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств
в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на
работах с вредными или опасными условиями труда, а также на
работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных
с загрязнением.
Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды,
специальной обуви и других средств индивидуальной защиты
работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики
утверждены постановлением Минтруда России от 30.12.97 N 69 (с
изменениями от 17.12.01), а также иными постановлениями Минтруда
России, утвердившими типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи
специальной одежды, специальной обуви и других средств
индивидуальной защиты работникам соответствующих отраслей. При
этом постановлением Минтруда России от 18.12.98 N 51
(зарегистрирован в Минюсте России от 05.02.99 N 1700) утверждены
правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной
обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
На наш взгляд, составители Методических рекомендаций без
достаточных на то оснований ограничивают возможности
налогоплательщиков вычитать расходы на спецодежду для целей
определения налоговой базы. По сути, "экономическую оправданность"
данных расходов составители рекомендаций основывают на "типовых
нормах бесплатной выдачи". В том случае, когда работники
обеспечиваются спецодеждой в размере меньшем, чем установлено
"типовыми нормами", налицо нарушение норм действующего
законодательства об охране труда в Российской Федерации. Но, если
на конкретном предприятии осуществляются затраты на спецодежду в
размерах превышающих данные "типовые нормы", из этого нельзя
сделать вывод о том, что данные затраты не являются "экономически
оправданными". В гл.25 НК нигде не устанавливается никаких
ограничений по данному виду расходов. Не содержится также никаких
отсылок к актам законодательства, либо к нормативно-правовым актам
о применении каких либо нормативов в данной сфере для целей
налогообложения. В ст.270 НК не установлено, что при превышении
фактических расходов по данной статье по сравнению с нормируемой
величиной, сумма превышения относится к расходам, не учитываемым
для целей налогообложения (см. коммент. к ст.252 НК).
К материальным расходам относятся затраты на приобретение
комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, и (или)
полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у
налогоплательщика. Данный вид расходов относится к прямым расходам
(см. коммент. к п.1 ст.318 НК). В том случае когда
налогоплательщик осуществляет затраты на приобретение
комплектующих изделий, не подвергающихся монтажу и (или)
полуфабрикатов, не подвергающихся дополнительной обработке у
налогоплательщика, то речь может идти либо о приобретении
амортизируемого имущества, либо о приобретении товара (см.
коммент. к ст.320 НК).
К материальным расходам относятся затраты, связанные с
содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества
природоохранного назначения (в том числе расходы, связанные с
содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей,
фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение
экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг
сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению
экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за
предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в
природную среду и другие аналогичные расходы).
В целях применения подп.7 п.1 ст.254 НК по расходам,
связанным с природоохранными мероприятиями, следует
руководствоваться Федеральным законом от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об
охране окружающей среды"*(54), постановлением Правительства РФ от
01.07.96 N 766 "О государственном регулировании и контроле
трансграничных перевозок опасных отходов" (в ред. от
30.11.01)*(55), а также Перечнем работ (услуг) природоохранного
назначения, утвержден Приказом Госкомэкологии России от 23.02.2000
N 102.
Комментарий к пункту 2
Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в
материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения
(без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо сумм налогов,
включаемых в расходы в соответствии с НК), включая комиссионные
вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные
таможенные пошлины и сборы, а также расходы на транспортировку и
иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных
ценностей.
Следует отметить, что налоговые органы при осуществлении
контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять
правильность применения цен по сделкам в случаях перечисленных в
п.2 ст.40 НК. Налоговые органы могут осуществлять данное
мероприятие также и в отношении цен приобретения ТМЦ, включаемых в
материальные расходы.
К суммам налогов, подлежащих вычету, относятся, в частности,
суммы налоговых вычетов по НДС, а также в некоторых случаях у
отдельных налогоплательщиков суммы налоговых вычетов по акцизам.
К суммам налогов, включаемым в расходы, в соответствии с НК
относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном
законодательством РФ порядке, за исключением:
1) суммы налога на прибыль организаций;
2) суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих
веществ в окружающую среду;
3) суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК
налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ,
услуг) и имущественных прав, если иное не предусмотрено НК (см.
коммент. к п.19 ст.270 НК);
4) суммы налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в
случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в
состав расходов при списании кредиторской задолженности
налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подп.21 п.1
ст.251 НК.
Таможенная пошлина и таможенные сборы - федеральные налоги и
сборы, предусмотренные ст.13 НК, подлежащие уплате в связи с
перемещением товаров через таможенную границу РФ. В соответствии с
Законом РФ "Об основах налоговой системы" (в ред. от
31.12.02)*(56) таможенная пошлина взимается на основе Закона РФ от
21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в ред. от 24.12.02)*(57),
который устанавливает порядок формирования и применения
таможенного тарифа РФ. Сфера действия указанного Закона - единая
таможенная территория РФ. Для оперативного регулирования ввоза и
вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные
пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные
таможенным тарифом, не применяются. Срок действия сезонных пошлин
не может превышать шести месяцев в году.
В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к
ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин:
специальные пошлины; антидемпинговые пошлины; компенсационные
пошлины. Введение особых видов пошлин в целях защиты экономических
интересов Российской Федерации регламентировано Федеральным
законом от 14.04.98 N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических
интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли
товарами" (в ред. от 24.07.02)*(58). Применению особых видов
пошлин (специальных, антидемпинговых и компенсационных)
предшествует расследование, проводимое в соответствии с
законодательством РФ по инициативе государственных органов
управления РФ. Положение о проведении расследования,
предшествующего введению специальных защитных мер, антидемпинговых
мер или компенсационных мер утверждено постановлением
Правительства РФ от 11.03.99 N 274*(59). Решения в ходе
расследования должны основываться на количественно определяемых
данных. Ставки соответствующих пошлин устанавливаются
Правительством РФ по итогам проведенного расследования для каждого
отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной
установленного расследованием демпингового занижения цены,
субсидий и выявленного ущерба.
Начисление, уплата и взимание пошлины производятся на основе
таможенной стоимости товара в соответствии с ТК.
Комментарий к пункту 3
Если стоимость возвратной тары, принятой от поставщика с ТМЦ,
включена в цену этих ТМЦ, из общей суммы расходов на их
приобретение исключается стоимость возвратной тары по цене ее
возможного использования или реализации. Стоимость невозвратной
тары и упаковки, принятых от поставщика с ТМЦ, включается в сумму
расходов на их приобретение. Отнесение тары к возвратной или
невозвратной определяется условиями договора (контракта) на
приобретение ТМЦ.
Следует отметить, что в соответствии со ст.517 ГК, если иное
не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан
возвратить поставщику многооборотную тару и средства
пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки,
установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в
соответствии с ними обязательными правилами или договором. Прочая
тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в
случаях, предусмотренных договором.
Комментарий к пункту 4
В случае, если налогоплательщик в качестве сырья, запасных
частей, комплектующих, полуфабрикатов и иных материальных расходов
использует продукцию собственного производства, а также в случае,
если в состав материальных расходов налогоплательщик включает
результаты работ или услуги собственного производства, оценка
указанной продукции, результатов работ или услуг собственного
производства производится исходя из оценки готовой продукции
(работ, услуг) в соответствии со ст.319 НК. В ст.319 НК установлен
порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков
готовой продукции, товаров, отгруженных для целей налогового
контроля. В соответствии с п.1 ст.319 НК материалы и
полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к категории
незавершенной продукции (НЗП), при условии, что они уже
подверглись обработке.
Следует отметить, что п.4 ст.254 НК дополнительно введен
Федеральным законом от 29.05.02 N 57-ФЗ. Прежний п.4 в действующей
редакции является п.6 ст.254 НК. Именно к этому пункту дан
комментарий в Методических рекомендациях от 20.12.01.
Комментарий к пункту 5
Сумма материальных расходов текущего месяца уменьшается на
стоимость остатков ТМЦ, переданных в производство, но не
использованных в производстве на конец месяца. Оценка таких ТМЦ
должна соответствовать их оценке при списании.
Комментарий к пункту 6
Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость
возвратных отходов. В целях гл.25 НК под возвратными отходами
понимаются остатки сырья (материалов), полуфабрикатов,
теплоносителей и других видов материальных ресурсов,
образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ,
оказания услуг), частично утратившие потребительские качества
исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу
этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом
продукции) или не используемые по прямому назначению. Не относятся
к возвратным отходам остатки ТМЦ, которые в соответствии с
технологическим процессом передаются в другие подразделения в
качестве полноценного сырья (материалов) для производства других
видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная)
продукция, получаемая в результате осуществления технологического
процесса.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по
цене возможного использования), если эти отходы могут быть
использованы для основного или вспомогательного производства, но с
повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на
сторону.
Комментарий к пункту 7
К материальным расходам для целей налогообложения
приравниваются:
1) расходы на рекультивацию земель и иные природоохранные
мероприятия, если иное не установлено ст.261 НК (см. коммент. к
ст.261 и ст.325 НК);
2) потери от недостачи и (или) порчи при хранении и
транспортировке ТМЦ в пределах норм естественной убыли,
утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ;
3) технологические потери при производстве и (или)
транспортировке;
4) расходы на горно-подготовительные работы при добыче
полезных ископаемых, по эксплуатационным вскрышным работам на
карьерах и нарезным работам при подземных разработках в пределах
горного отвода горнорудных предприятий.
Рекультивация земель - комплекс работ, направленных на
восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности
нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды
(п.2 Приложения N 6 к Основным положениям о рекультивации земель,
снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя
почвы; утверждены Приказом Минприроды России и Роскомзема от
22.12.95 N 525/67)*(60). Основные положения, разработанные в
соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.02.94 N 140
"О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном
использовании плодородного слоя почвы", определяют общие для
Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с
нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель, и
обязательны для исполнения всеми юридическими, должностными и
физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и
физическими лицами.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:
1) разработке месторождений полезных ископаемых открытым или
подземных способом, а также добыче торфа;
2) прокладке трубопроводов, проведении строительных,
мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных,
испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных
работ, связанных с нарушением почвенного покрова:
3) ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных
объектов и сооружений:
4) складировании и захоронении промышленных, бытовых и других
отходов;
5) строительстве, эксплуатации и консервации подземных
объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища,
метрополитен, канализационные сооружения и др.);
6) ликвидации последствий загрязнения земель, если по
условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного
слоя почвы;
7) проведении войсковых учений за пределами специально
отведенных для этих целей полигонов (п.5 Основных положений).
Нормы естественной убыли - установленные нормативно-правовыми
актами максимальные величины потерь ТМЦ, в пределах которых
налогоплательщик вправе производить вычет потерь для целей
определения налоговой базы. Потери сверх норм естественной убыли
являются расходами, не учитываемыми в целях налогообложения.
В соответствии с подп.2 п.7 ст.254 НК для целей
налогообложения могут приниматься только потери в пределах норм
естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
До введения в действие такого нормативно-правового акта в
Российской Федерации сохранялась ситуация неопределенности:
действовали многочисленные ведомственные акты, устанавливающие
нормы естественной убыли, которые организации были вправе
использовать для целей бухгалтерского учета, но эти нормы не могли
быть использованы для целей определения налоговой базы по налогу
на прибыль организаций. Постановлением Правительства РФ от
12.11.02 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при
хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей"*(61)
было установлено, что нормы естественной убыли, применяемые для
определения допустимой величины безвозвратных потерь от недостачи
и (или) порчи товарно-материальных ценностей, разрабатываются
отраслевыми министерствами и ведомствами с учетом технологических
условий их хранения и транспортировки, климатического и сезонного
факторов, влияющих на их естественную убыль, и подлежат пересмотру
по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Таким
образом, налогоплательщики, осуществлявшие учет соответствующих
потерь в соответствии с нормами бухгалтерского учета и отраслевыми
нормами естественной убыли, вправе осуществить вычет таких
расходов по итогам 2002 г. в пределах, установленных нормативными
актами отраслевых министерств и ведомств.
Далее приводится перечень нормативных актов, устанавливающих
нормы естественной убыли:
- Постановление Правительства РФ "О порядке утверждения норм
естественной убыли при хранении и транспортировке
товарно-материальных ценностей";
- Приказ Минздрава России от 20.07.01 N 284 "Об утверждении
норм естественной убыли лекарственных средств и изделий
медицинского назначения в аптечных организациях независимо от
организационно-правовой формы и формы собственности"*(62);
- Приказ Минэкономразвития России от 17.01.01 N 8 "О
приостановлении действия приказа Министерства внешних
экономических связей и торговли РФ от 19 декабря 1997 г. N 631 "О
нормах естественной убыли"*(63);
- Приказ Министерства топлива и энергетики РФ от 01.10.98 N
318 "О введении в действие норм естественной убыли нефтепродуктов
при приеме, транспортировании, хранении и отпуске на объектах
магистральных нефтепродуктопроводов (РД 153-39.4-033-98)"*(64)
(вместе с "Нормами естественной убыли нефтепродуктов при приеме,
транспортировании, хранении и отпуске на объектах магистральных
нефтепродуктопроводов", утверждены 04.09.98);
- Приказ МВЭС РФ от 19.12.97 N 631 "О нормах естественной
убыли" (в ред. от 17.01.01)*(65);
- Письмо Минфина России от 26.08.97 N 16-00-17-50 "О нормах
естественной убыли продовольственных товаров"*(66);
- Письмо Министерства внешних экономических связей и торговли
РФ от 07.08.97 N 45-09/389 "О нормах естественной убыли";
- Письмо Министерства внешних экономических связей и торговли
РФ от 25.07.97 N 45-09/364 "О нормах естественной убыли";
- Письмо Министерства внешних экономических связей и торговли
РФ от 19.06.97 N 12-32/870 "О нормах естественной убыли";
- Письмо Минфина России от 21.05.97 N 10-02-03 "Об отмене
норм естественной убыли товаров в торговле";
- "Нормы естественной убыли нефти при транспортировке по
тарифным маршрутам" (утверждены Минтопэнерго России 20.08.96);
- Письмо Минфина России от 10.04.96 N 10-02-03 "О продлении
действия норм естественной убыли";
- Письмо Минфина России от 15.09.94 N 16-16-98 "О применении
норм естественной убыли продовольственных товаров";
- Приказ Министерства рыбного хозяйства СССР от 30.07.90 N
322 "Об утверждении единых норм естественной убыли массы мороженой
неглазированной рыбы при хранении на береговых холодильниках и
судах";
- Постановление Госснаба СССР от 19.10.89 N 64 "Об
утверждении норм естественной убыли отдельных видов продукции
производственно-технического назначения при перевозках
железнодорожным транспортом";
- Постановление Госснаба СССР от 27.04.89 N 31 "Об
утверждении норм естественной убыли продукции
производственно-технического назначения при перевозке речным
транспортом";
- Постановление Госснаба СССР от 20.03.89 N 15 "Об
утверждении норм естественной убыли минеральных удобрений при
хранении и перевозках автомобильным и железнодорожным
транспортом";
- Приказ Минторга СССР от 18.08.88 N 150 "Об утверждении норм
естественной убыли охлажденного мяса и субпродуктов при
холодильной обработке и хранении на распределительных
холодильниках торговли";
- "Нормы естественной убыли нефти и нефтепродуктов 3, 4, 5,
6, 8 групп при перевозках морскими и речными судами наливом "
(утверждены Постановлением Госснаба СССР от 25.03.88 N 25);
- Приказ Минторга РСФСР от 22.02.88 N 45 "Об утверждении норм
естественной убыли свежих картофеля, овощей и плодов в городской и
сельской розничной торговой сети и инструкции по их применению";
- Постановление Госснаба СССР от 18.12.87 N 152 "Об
утверждении норм естественной убыли зерна при перевозке в
вагонах-зерновозах";
- Письмо Минторга РСФСР от 21.05.87 N 085 "О нормах
естественной убыли продовольственных товаров в торговле" (в ред.
от 25.12.97);
- Постановление Госснаба СССР от 06.04.87 N 37 "Об
утверждении норм естественной убыли лакокрасочных материалов при
сливе";
- Постановление Госснаба СССР от 22.01.87 N 6 "Об утверждении
норм естественной убыли отдельных видов грузов при перевозках по
морским путям сообщения";
- Постановление Госснаба СССР от 11.07.86 N 102 "Об
утверждении норм естественной убыли этилового спирта при хранении,
перемещениях и транспортировке железнодорожным, водным и
автомобильным транспортом";
- Постановление Госснаба СССР от 26.03.86 N 40 "Об
утверждении норм естественной убыли нефтепродуктов при приеме,
хранении, отпуске и транспортировании" (в ред. от 01.10.98);
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при
предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки
технического проекта, получения на него положительного заключения
государственной экспертизы, согласования указанного проекта с
органами государственного горного надзора и государственными
органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие
уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами,
ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в
качестве неотъемлемой составной части.
Пользователь недр, получивший горный отвод имеет
исключительное право осуществлять в его границах пользование
недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая
деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного
отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр,
которому он предоставлен.
Комментарий к пункту 8
При определении размера материальных расходов при списании
сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении)
товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с
принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения
применяется один из следующих методов оценки сырья и материалов:
1) метод оценки по стоимости единицы запасов;
2) по средней стоимости;
3) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
4) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
Способы оценки ТМЦ установлены Приказом Минфина России от
09.06.01. N 44н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету
"Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01"*(68). В
комментируемой статье НК используется понятие "метод оценки", по
сути ничем не отличающийся от понятия "способ оценки",
использованного в ПБУ 5/01. Кроме того, в НК использовано понятие
"стоимости единицы запасов", а в ПБУ 5/01 - по сути аналогичное
понятие "себестоимость единицы запаса". Стоимость по НК, так же
как и себестоимость по ПБУ 5/01, означает величину затрат на
приобретение.
При отпуске материально-производственных запасов (кроме
товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином
выбытии их оценка производится одним из следующих способов:
1) по себестоимости каждой единицы;
2) по средней себестоимости;
3) по себестоимости первых по времени приобретения
материально-производственных запасов (способ ФИФО);
4) по себестоимости последних по времени приобретения
материально-производственных запасов (способ ЛИФО).
Применение одного из указанных способов по группе (виду)
материально-производственных запасов производится исходя из
допущения последовательности применения учетной политики (п.16 ПБУ
5/01).
Оценка по себестоимости каждой единицы запасов осуществляется
в отношении материально-производственные запасов, используемых
организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные
камни и т.п.), или запасов, которые не могут обычным образом
заменять друг друга (п.17 ПБУ 5/01).
Оценка по средней себестоимости производится по каждой группе
(виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида)
запасов на их количество, складывающихся соответственно из
себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших
запасов в течение данного месяца (п.18 ПБУ 5/01).
Оценка по себестоимости первых по времени приобретения
материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на
допущении, что материально-производственные запасы используются в
течение месяца и иного периода в последовательности их
приобретения (поступления), т.е. запасы, первыми поступающие в
производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости
первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов,
числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка
материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на
складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости
последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных
товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних
по времени приобретений.
Оценка по себестоимости последних по времени приобретения
материально-производственных запасов (способ ЛИФО) основана на
допущении, что материально-производственные запасы, первыми
поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по
себестоимости последних в последовательности приобретения. При
применении этого способа оценка материально-производственных
запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца,
производится по фактической себестоимости ранних по времени
приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции,
работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени
приобретения (п.19, 20 ПБУ 5/01).
По каждой группе (виду) материально-производственных запасов
в течение отчетного года применяется один способ оценки. Оценка
материально-производственных запасов на конец отчетного периода
(кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) производится в
зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии,
т.е. по себестоимости каждой единицы запасов, средней
себестоимости, себестоимости первых или последних по времени
приобретений (п.21, 22 ПБУ 5/01).