«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 74% |
В комментируемой статье приводится перечень внереализационных
расходов, а также устанавливаются ограничения по учету отдельных
видов внереализационных расходов для целей определения налоговой
базы по налогу на прибыль организаций (п.1 ст.265 НК). Кроме того,
устанавливается значение понятия "убыток, приравниваемый к
внереализационным расходам" (п.2 ст.265 НК). В связи с тем, что
отдельные виды внереализационных расходов, а также отдельные виды
убытков, приравниваемых к внереализационным расходам, учитываются
для целей определения налоговой базы с ограничениями, к данной
статье приводится поподпунктный комментарий. Перечень
внереализационных расходов не является исчерпывающим.
Для целей гл.25 НК под внереализационными расходами
(внереализационными расходами, не связанными с производством и
реализацией) понимаются обоснованные расходы (затраты)
налогоплательщика на осуществление деятельности, непосредственно
не связанной с производством и (или) реализацией (перечисленные в
п.1 ст.265 НК), а также убытки, приравниваемые к внереализационным
расходам на основании п.2 ст.265 НК.
Комментарий к подпункту 1 пункта 1
Комментируемый подпункт касается налогоплательщиков,
получающих по договорам аренды или лизинга (арендаторов или
лизингополучателей) имущество как относящееся, так и не
относящееся к основным средствам. К внереализационным расходам
могут быть отнесены любые расходы налогоплательщика, связанные с
содержанием полученного имущества, включая амортизацию этого
имущества, но только в тех случаях, когда соответствующими
договорами не предусмотрено, что расходы по содержанию
передаваемого имущества несет арендодатель или лизингодатель.
Комментарий к подпункту 2 пункта 1
О значении понятия "процент" см. коммент. к п.6 ст.250 НК,
"долговое обязательство" - к п.1 ст.269 НК.
Особенности отнесения процентов по полученным заемным
средствам к расходам налогоплательщика по налогу на прибыль
организаций установлены в ст.269 НК.
Расходом признаются проценты, начисленные по долговому
обязательству любого вида при условии, что размер начисленных
налогоплательщиком по долговому обязательству процентов
существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых
по долговым обязательствам, выданным на сопоставимых условиях в
том же отчетном периоде. При этом существенным отклонением размера
начисленных процентов по долговому обязательству считается
отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону
понижения от среднего уровня процентов, начисленных по долговому
обязательству, выданному в том же квартале на сопоставимых
условиях.
При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же
квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов,
признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования
ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового
обязательства в рублях, и на 15% по кредитам в иностранной валюте
(п.1 ст.269 НК).
Налогоплательщик обязан на последний день каждого отчетного
(налогового) периода исчислять предельную величину признаваемых
расходом процентов по контролируемой задолженности если
одновременно:
1) налогоплательщик - российская организация имеет
контролируемую задолженность перед иностранной организацией;
2) размер непогашенных налогоплательщиком - российской
организацией долговых обязательств, предоставленных иностранной
организацией, более чем в три раза (для кредитных организаций и
организаций, занимающихся лизинговой деятельностью, - более чем в
двенадцать с половиной раз) превышает собственный капитал
российской организации на последний день каждого отчетного
(налогового) периода (п.2 ст.269 НК).
В состав расходов включаются проценты по контролируемой
задолженности, рассчитанные в соответствии с правилами определения
предельной величины признаваемых расходом процентов по
контролируемой задолженности, но не более фактически начисленных
процентов. При этом предельная величина признаваемых расходом
процентов, не применяются в отношении процентов по заемным
средствам, если непогашенная задолженность не является
контролируемой (см. п.3 ст.264 НК).
Важно отметить, что положительная разница между начисленными
процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с
порядком, определения предельной величины признаваемых расходом
процентов по контролируемой задолженности, приравнивается в целях
налогообложения к дивидендам (п.4 ст.269 НК). Такой доход
облагается налогом на прибыль организаций по налоговой ставке 15%
как доход, полученный в виде дивидендов от российской организацией
иностранной организацией. Если международным договором РФ
(соглашением об избежании двойного налогообложения) установлена
предельная величина ставки налога на доход, полученный в виде
дивидендов, то применяется предельная величина налоговой ставки по
соглашению.
В НК установлен порядок ведения налогового учета доходов
(расходов) в виде процентов, полученных (уплаченных) по договорам
займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также
процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам. (См.
коммент. к ст.269 и 328 НК.)
Комментарий к подпункту 3 пункта 1
К внереализационным расходам всех налогоплательщиков
относятся:
1) расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг
(эмитируемых налогоплательщиком), в частности на подготовку
проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение
бланков, регистрацию ценных бумаг;
2) расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных
бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя,
депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным)
платежам;
3) расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением
информации акционерам в соответствии с законодательством РФ;
4) другие аналогичные расходы.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 22.04.96 N
39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 28.12.02)*(168) процедура
эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено
законодательством РФ, включает следующие этапы:
1) принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных
бумаг;
Общие требования к проспекту эмиссии содержатся в ст.22
Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Важно отметить, что в случае открытой (публичной) эмиссии,
требующей регистрации проспекта эмиссии, эмитент обязан обеспечить
доступ к информации, содержащейся в проспекте эмиссии, и
опубликовать уведомление о порядке раскрытия информации в
периодическом печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч
экземпляров.
Эмитент, а также профессиональные участники рынка ценных
бумаг, осуществляющие размещение эмиссионных ценных бумаг, обязаны
обеспечить любым потенциальным владельцам возможность доступа к
раскрываемой информации до приобретения ценных бумаг.
В тех случаях, когда хотя бы один выпуск эмиссионных ценных
бумаг эмитента сопровождался регистрацией проспекта эмиссии,
эмитент обязан раскрыть информацию о своих ценных бумагах и своей
финансово-хозяйственной деятельности в следующих формах:
1) ежеквартальный отчет эмитента;
2) сообщения о существенных фактах, затрагивающих
финансово-хозяйственную деятельность эмитента.
Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать следующие
данные:
а) коды, присвоенные регистрирующим органом сообщениям о
раскрытых в отчетном квартале существенных фактах, затрагивающих
финансово-хозяйственную деятельность эмитента;
б) данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента:
бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец отчетного
квартала;
в) факты, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков
эмитента более чем на 20% в течение отчетного квартала по
сравнению с предыдущим кварталом;
г) данные о формировании и использовании резервного и других
специальных фондов эмитента.
Ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого
завершенного квартала не позднее 30 календарных дней после его
окончания. Ежеквартальный отчет должен быть утвержден
уполномоченным органом эмитента.
Сообщениями о существенных фактах, затрагивающих
финансово-хозяйственную деятельность эмитента, признаются
сведения:
а) об изменениях в списке лиц, входящих в органы управления
эмитента (за исключением общего собрания участников в обществах с
ограниченной ответственностью и общего собрания акционеров в
акционерных обществах);
б) об изменениях в размере участия лиц, входящих в органы
управления эмитента, в уставном капитале эмитента, а также его
дочерних и зависимых обществ и об участии этих лиц в капитале
других юридических лиц, если они владеют более чем 20% указанного
капитала;
в) об изменениях в списке владельцев (акционеров) эмитента,
владеющих 20% и более уставного капитала эмитента;
г) об изменениях в списке юридических лиц, в которых данный
эмитент владеет 20% и более уставного капитала;
д) о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых
обществ;
е) о начисленных и (или) выплачиваемых доходах по ценным
бумагам эмитента;
ж) о погашении ценных бумаг;
з) о выпусках ценных бумаг, приостановленных или признанных
несостоявшимися;
и) о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем
25% его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида.
Сообщения о существенных фактах, затрагивающих
финансово-хозяйственную деятельность эмитента, должны направляться
эмитентом в порядке раскрытия в регистрирующий орган для
обеспечения доступности согласно ст.30 Федерального закона "О
рынке ценных бумаг" в срок не более пяти рабочих дней с момента
появления факта (ст.23 Федерального закона "О рынке ценных
бумаг").
Кроме того, при определении данного вида расхода следует
учитывать требования Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об
акционерных обществах" (в ред. от 27.02.03)*(170).
См. также коммент. к подп.4 п.1 ст.265, ст.269, 280 НК.
Комментарий к подпункту 4 пункта 1
К внереализационным расходам всех налогоплательщиков
относятся:
1) расходы, связанные с обслуживанием приобретенных
налогоплательщиком ценных бумаг, в том числе оплата услуг
реестродержателя, депозитария;
2) расходы, связанные с получением информации в соответствии
с законодательством РФ;
3) другие аналогичные расходы.
Реестродержатель (держатель реестра;
регистратор)профессиональный участник рынка ценных бумаг,
осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных
бумаг. Регистратором может быть только юридическое лицо.
Регистратор не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами
эмитента, зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев
ценных бумаг. Регистратор имеет право делегировать часть своих
функций по сбору информации, входящей в систему ведения реестра,
другим регистраторам. Передоверие функций не освобождает
регистратора от ответственности перед эмитентом. Регистратор может
вести реестры владельцев ценных бумаг неограниченного числа
эмитентов.
Эмитент, поручивший ведение системы ведения реестра
регистратору, один раз в год может требовать у последнего
предоставления реестра за вознаграждение, не превышающее затраты
на его составление, а регистратор обязан предоставить реестр за
это вознаграждение. В остальных случаях размер вознаграждения
определяется договором эмитента и регистратора.
Держатель реестра имеет право взимать со сторон по сделке
плату, соответствующую количеству распоряжений о передаче ценных
бумаг и одинаковую для всех юридических и физических лиц.
Держатель реестра не вправе взимать со сторон по сделке плату в
виде процента от объема сделки.
Порядок определения максимального размера оплаты услуг
держателя реестра по внесению данных в реестр и выдаче выписок из
реестра определяется ФКЦБ.
Держатель реестра обязан по требованию владельца или лица,
действующего от его имени, а также номинального держателя ценных
бумаг предоставить выписку из системы ведения реестра по его
лицевому счету в течение пяти рабочих дней. Владелец ценных бумаг
не имеет права требовать включения в выписку из системы ведения
реестра не относящейся к нему информации, в том числе информации о
других владельцах ценных бумаг и количестве принадлежащих им
ценных бумаг.
Выписки из системы ведения реестра, оформленные при
размещении ценных бумаг, выдаются владельцам бесплатно.
Права и обязанности держателя реестра, порядок осуществления
деятельности по ведению реестра определяются действующим
законодательством и договором, заключенным между регистратором и
эмитентом.
В обязанности держателя реестра входит:
1) открыть каждому владельцу, изъявившему желание быть
зарегистрированным у держателя реестра, а также номинальному
держателю ценных бумаг лицевой счет в системе ведения реестра на
основании уведомления об уступке требования или распоряжения о
передаче ценных бумаг, а при размещении эмиссионных ценных бумаг -
на основании уведомления продавца ценных бумаг;
2) вносить в систему ведения реестра все необходимые
изменения и дополнения;
3) производить операции на лицевых счетах владельцев и
номинальных держателей ценных бумаг только по их поручению;
4) доводить до зарегистрированных лиц информацию,
предоставляемую эмитентом;
5) предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра
владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более
1% голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени
(наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о
количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им
ценных бумаг;
6) информировать зарегистрированных в системе ведения реестра
владельцев и номинальных держателей ценных бумаг о правах,
закрепленных ценными бумагами, и о способах и порядке
осуществления этих прав;
7) строго соблюдать порядок передачи системы ведения реестра
при расторжении договора с эмитентом.
Форма распоряжения о передаче ценных бумаг и указываемые в
нем сведения устанавливаются ФКЦБ. Держатель реестра не вправе
предъявлять дополнительные требования при внесении изменений в
данные системы ведения реестра помимо тех, которые устанавливаются
в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О рынке ценных
бумаг".
В случае прекращения действия договора по поддержанию системы
ведения реестра между эмитентом и регистратором, последний
передает другому держателю реестра, указанному эмитентом,
информацию, полученную от эмитента, все данные и документы,
составляющие систему ведения реестра, а также реестр, составленный
на дату прекращения действия договора. Передача производится в
день расторжения договора.
При замене держателя реестра эмитент дает объявление об этом
в средствах массовой информации или уведомляет всех владельцев
ценных бумаг письменно за свой счет. Все выписки, выданные
держателем реестра после даты прекращения действия договора с
эмитентом, недействительны. Отказ от внесения записи в систему
ведения реестра или уклонение от такой записи, в том числе в
отношении добросовестного приобретателя, не допускается, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст.8
Федерального закона "О рынке ценных бумаг").
Ведение реестра акционеров акционерных обществ осуществляется
в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Постановлениями ФКЦБ утверждены:
- Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг
(постановление ФКЦБ от 02.10.97 N 27) (в ред. от 20.04.98)*(171);
- Временное положение о ведении реестра владельцев
инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда (постановление
ФКЦБ от 12.01.96 N 3).
Депозитарий - профессиональный участник рынка ценных бумаг,
осуществляющий депозитарную деятельность. Депозитарием может быть
только юридическое лицо. Отношения депозитария и депонента
регулируются депозитарным договором. Депозитарий несет
гражданско-правовую ответственность за сохранность депонированных
у него сертификатов ценных бумаг.
Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им
депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной
частью заключенного депозитарного договора. Заключение
депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию
права собственности на ценные бумаги депонента.
Депозитарий не имеет права:
1) распоряжаться ценными бумагами депонента;
2) управлять ценными бумагами депонента;
3) осуществлять от имени депонента любые действия с ценными
бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях,
предусмотренных депозитарным договором;
4) обусловливать заключение депозитарного договора с
депонентом отказом последнего хотя бы от одного из прав,
закрепленных ценными бумагами.
Депозитарий имеет право на основании соглашений с другими
депозитариями привлекать их к исполнению своих обязанностей по
хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав на ценные
бумаги депонентов (т.е. становиться депонентом другого депозитария
или принимать в качестве депонента другой депозитарий), если это
прямо не запрещено депозитарным договором. Если депонентом одного
депозитария является другой депозитарий, то депозитарный договор
между ними должен предусматривать процедуру получения в случаях,
предусмотренных законодательством РФ, информации о владельцах
ценных бумаг, учет которых ведется в депозитарии-депоненте, а
также в его депозитариях-депонентах.
В обязанности депозитария входят:
1) регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента
обязательствами;
2) ведение отдельного от других счета депо депонента с
указанием даты и основания каждой операции по счету;
3) передача депоненту всей информации о ценных бумагах,
полученной депозитарием от эмитента или держателя реестра
владельцев ценных бумаг.
Депозитарий имеет право регистрироваться в системе ведения
реестра владельцев ценных бумаг или у другого депозитария в
качестве номинального держателя в соответствии с депозитарным
договором. Депозитарий несет ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные
бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам
депо. Депозитарий в соответствии с депозитарным договором имеет
право на поступление на свой счет доходов по ценным бумагам,
хранящимся с целью перечисления на счета депонентов.
Депозитарий может быть зарегистрирован в качестве
номинального держателя ценных бумаг (ст.7, 8 Федерального закона
"О рынке ценных бумаг").
Комментарий к подпункту 5 пункта 1
К внереализационным расходам всех налогоплательщиков
относятся расходы в виде отрицательной курсовой разницы,
возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и
требований (обязательств), стоимость которых выражена в
иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках,
проводимой в связи с изменением официального курса иностранной
валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным
банком РФ.
Отрицательной курсовой разницей в целях гл.25 НК признается
курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных
ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, или при
дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
См. также коммент. к п.11 ст.250, п.1 ст.277 НК.
Комментарий к подпункту 5.1 пункта 1
К внереализационным расходам всех налогоплательщиков
относятся расходы в виде суммовой разницы, возникающей у
налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований,
исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных
денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ,
услуг), имущественных прав, не соответствует фактически
поступившей (уплаченной) сумме в рублях.
См. также коммент. к п.11.1 ст.250, п.9 ст.272, п.5 ст.273
НК.
Комментарий к подпункту 6 пункта 1
К внереализационным расходам всех налогоплательщиков
относятся расходы:
1) в виде отрицательной курсовой разницы, образующейся
вследствие отклонения курса продажи иностранной валюты от
официального курса ЦБ РФ, установленного на дату перехода права
собственности на иностранную валюту;
2) в виде положительной курсовой разницы, образующейся
вследствие отклонения курса покупки иностранной валюты от
официального курса ЦБ РФ, установленного на дату перехода права
собственности на иностранную валюту.
См. также коммент. к п.11 ст.250 НК.
Об особенностях определения расходов банков по операциям с
иностранной валютой см. коммент. к ст.291 НК.
Комментарий к подпункту 7 пункта 1
Только у налогоплательщиков, применяющих метод начисления,
расходы на формирование резервов по сомнительным долгам относятся
к внереализационным расходам.
См. также коммент. к ст.266, 271, 272 НК.
Комментарий к подпункту 8 пункта 1
К внереализационным расходам налогоплательщика относятся:
1) расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных
средств, включая суммы недоначисленной амортизации в соответствии
с установленным сроком полезного использования;
2) расходы на ликвидацию объектов незавершенного
строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен
(расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества),
охрану недр и другие аналогичные работы.
Комментарий к подпункту 9 пункта 1
К внереализационным расходам налогоплательщика относятся:
1) расходы, связанные с консервацией производственных
мощностей и объектов;
2) расходы, связанные с содержанием законсервированных
производственных мощностей и объектов;
3) расходы, связанные с расконсервацией производственных
мощностей и объектов.
См. также коммент. к ст.256 НК.
Комментарий к подпункту 10 пункта 1
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
относятся:
1) судебные расходы;
2) расходы на оплату арбитражных сборов.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и
издержек, связанных с рассмотрением дела (ст.88 ГПК).
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:
1) суммы, подлежащие выплате свидетелям и экспертам,
специалистам и переводчикам;
2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные
иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не
предусмотрено международным договором РФ;
3) расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц,
понесенные ими в связи с явкой в суд;
4) расходы на оплату услуг представителей;
5) расходы на производство осмотра на месте;
6) компенсация за фактическую потерю времени;
7) связанные с рассмотрением дела почтовые расходы,
понесенные сторонами;
Комментарий к подпункту 12 пункта 1
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
относятся расходы по операциям с возвратной тарой, если в
соответствии с договором обязанность по осуществлению таких
расходов возложена на организацию-налогоплательщика. См. коммент.
к п.3 ст.254 НК.
Проведение операций с тарой регламентировано Приказом Минфина
России от 28.12.01 N 119н "Об утверждении методических указаний по
бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (в ред.
от 23.04.02)*(173).
Комментарий к подпункту 13 пункта 1
У налогоплательщиков, применяющих метод начисления, к
внереализационным расходам относятся:
1) расходы в виде признанных налогоплательщиком-должником
штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или
долговых обязательств;
2) расходы в виде подлежащих уплате
налогоплательщиком-должником на основании решения суда,
вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций
за нарушение договорных или долговых обязательств;
3) расходы налогоплательщика на возмещение ущерба,
причиненного им третьим лицам.
У налогоплательщиков, применяющих кассовый метод, к
внереализационным расходам относятся уплаченные (перечисленные или
иным образом компенсированные) им в течение отчетного (налогового)
периода:
1) суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение
договорных или долговых обязательств;
2) суммы, выплаченные налогоплательщиком на возмещение
ущерба, причиненного им третьим лицам.
В соответствии с действующим гражданским законодательством РФ
в ряде случаев на налогоплательщика может быть возложена
обязанность возместить пострадавшей стороне не только реальный
ущерб, но и упущенную выгоду. В соответствии с комментируемым
подпунктом налогоплательщик, возмещающий ущерб, безусловно вправе
к внереализационным расходам, учитываемым при определении
налоговой базы по налогу на прибыль, отнести суммы компенсации
реального ущерба. В отношении сумм компенсации упущенной выгоды
возможны различные варианты. В случае, если компенсация упущенной
выгоды осуществлена на основании решения суда (арбитражного суда),
расходы налогоплательщика являются обоснованными расходами. В том
случае, если налогоплательщик добровольно возмещает упущенную
выгоду пострадавшему лицу, он должен быть готов обосновать как
необходимость соответствующих расходов, так и их размер
должностным лицам налоговых органов, осуществляющих налоговую
проверку, либо арбитражному суду, если должностное лицо налогового
органа, осуществляющее налоговую проверку, не согласится с
представленными доводами.
См. коммент. к п.3 ст.250 НК, а также Приложение к Письму
Госарбитража СССР от 28.12.90 N С-12/НА-225 "Временная методика
определения размера ущерба (убытков), причиненного нарушениями
хозяйственных договоров"*(174).
Особое внимание следует обратить на то, что в комментируемом
подпункте речь идет только о расходах в виде санкций за нарушение
договорных обязательств или за нарушение долговых обязательств
налогоплательщика, возникших в результате гражданско-правовых
отношений. Суммы санкций в виде штрафов, пеней и т.д., налагаемые
на налогоплательщика в административном порядке за нарушение норм
действующего законодательства РФ о налогах и сборах, таможенного
законодательства РФ, за загрязнение окружающей среды, невыполнение
им обязанностей, установленных специальным законодательством
(валютным, банковским и т.д.), не могут быть включены в состав
внереализационных расходов для целей взимания налога на прибыль
организаций.
Комментарий к подпункту 14 пункта 1
Все налогоплательщики во внереализационные расходы вправе
включать расходы в виде сумм налогов (НДС, акцизов, налога с
продаж), относящихся к поставленным товарно-материальным
ценностям, работам, услугам, если кредиторская задолженность
(обязательства перед кредиторами) по такой поставке списана в
отчетном периоде в соответствии с п.18 ст.250 НК.
В соответствии с п.18 ст.250 НК внереализационными доходами
налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской
задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи
с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за
исключением случаев, предусмотренных подп.22 п.1 ст.251 НК.
В соответствии с подп.22 п.1 ст.251 НК при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются
доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными
и муниципальными образовательными учреждениями, а также
негосударственными образовательными учреждениями, имеющими
лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение
уставной деятельности.
См. также коммент. к п.18 ст.250 и подп.22 п.1 ст.251 НК.
Комментарий к подпункту 15 пункта 1
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
относятся расходы на оплату услуг банков, в том числе связанных с
установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота
между банком и клиентами, в том числе систем "клиент - банк".
См. также коммент. к ст.290 НК.
Комментарий к подпункту 16 пункта 1
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
относятся расходы на проведение ежегодного собрания акционеров
(участников, пайщиков), в частности:
1) расходы, связанные с арендой помещений;
2) расходы, связанные с подготовкой и рассылкой необходимой
для проведения собраний информации;
3) иные расходы, непосредственно связанные с проведением
собрания.
Важно подчеркнуть, что собрания акционеров (участников,
пайщиков) в соответствии с нормами действующего гражданского
законодательства могут проводиться и чаще, чем один раз в год
(внеочередные собрания). Однако только расходы на проведение
ежегодных собраний акционеров (участников, пайщиков) могут быть
отнесены к внереализационным расходам, учитываемым при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Список акционеров акционерного общества, имеющих право на
участие в общем собрании акционеров, составляется на основании
данных реестра акционеров общества на дату, устанавливаемую
советом директоров (наблюдательным советом) общества (ст.51
Федерального закона "Об акционерных обществах").
Требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего
собрания акционеров установлены в гл.VII Федерального закона "Об
акционерных обществах". Положение о дополнительных требованиях к
порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров
было утверждено постановлением ФКЦБ от 31.05.02 N 17/пс.
Следует отметить, что представительские расходы, связанные с
проведением ежегодных собраний акционеров (участников, пайщиков),
являются прочими расходами, связанными с производством и (или)
реализацией (см. коммент. к подп.22 п.1 ст.264 НК).
Комментарий к подпункту 17 пункта 1
Только у налогоплательщиков, обязанных осуществлять расходы
на содержание мощностей и объектов для выполнения мобилизационного
плана, к внереализационным расходам относятся расходы на
проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на
содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых)
частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана при
условии, что эти расходы не подлежат компенсации из бюджета.
Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и
мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и
ответственность органов государственной власти, органов местного
самоуправления, а также организаций независимо от форм
собственности и их должностных лиц, граждан РФ в этой области
устанавливаются Федеральным законом от 26.02.97 N 31-ФЗ "О
мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"
(в ред. от 24.12.02)*(175).
Мобилизационная подготовка в Российской Федерации - комплекс
мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной
подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики
муниципальных образований, подготовке органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и
создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом
от 31.05.96 N 61-ФЗ "Об обороне" (в ред. от 30.12.99)*(176)
специальных формирований к обеспечению защиты государства от
вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и
нужд населения в военное время.
Мобилизация в Российской Федерации - комплекс мероприятий по
переводу экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики
муниципальных образований, переводу органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в
условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований, органов и специальных формирований
на организацию и состав военного времени. Мобилизация в Российской
Федерации может быть общей или частичной (ст.1 Федерального закона
"О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской
Федерации").
В области мобилизационной подготовки и мобилизации
организации обязаны:
1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению
своей мобилизационной готовности;
2) создавать мобилизационные органы или назначать работников,
выполняющих функции мобилизационных органов (мобилизационные
работники);
3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих
полномочий;
4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях
выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации
и в военное время;
5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии
с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения
мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по
переводу производства на работу в условиях военного времени;
7) оказывать содействие военным комиссариатам в их
мобилизационной работе в мирное время и при объявлении
мобилизации;
8) обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан,
подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с
ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские
части;
9) обеспечивать поставку техники на сборные пункты или в
воинские части в соответствии с планами мобилизации;
10) предоставлять в соответствии с законодательством РФ
здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные
и другие материальные средства в соответствии с планами
мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в
порядке, определяемом Правительством РФ;
11) создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы
по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на
военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих
организациях, обеспечивать представление отчетности по
бронированию.
Организации не вправе отказываться от заключения договоров
(контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в
целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если
с учетом мобилизационного развертывания производства их
возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания
(заказы). Возмещение государством убытков, понесенных
организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий
(заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством
РФ.
Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для
разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке,
определяемом Правительством РФ (ст.9 Федерального закона "О
мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации").
В соответствии с подп.7 п.3 ст.2 Федерального закона "О
мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" в
Российской Федерации разрабатываются следующие мобилизационные
планы: экономики РФ; экономики субъектов РФ; экономики
муниципальных образований, а также мобилизационные планы
Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и
специальных формирований.
Комментарий к подпункту 18 пункта 1
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
относятся расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных
сделок с учетом положений ст.301-305 НК (см. коммент. к
соответствующим статьям НК).
Комментарий к подпункту 19 пункта 1
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
относятся расходы в виде отчислений организациям, входящим в
структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств в
целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством РФ
граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического
воспитания молодежи, развития авиационных, технических и
военно-прикладных видов спорта (см. коммент. к подп.23 п.1 ст.251
НК).
Комментарий к подпункту 20 пункта 1
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
относятся любые иные обоснованные расходы, связанные с получением
доходов, но не относящиеся к расходам, связанным с производством и
(или) реализацией (см. коммент. к ст.252-264 НК) и к расходам, не
учитываемым в целях налогообложения (см. коммент. к ст.270 НК).
Комментарий к подпункту 1 пункта 2
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном
(налоговом) периоде, в виде убытков прошлых налоговых периодов,
выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Комментарий к подпункту 2 пункта 2
У налогоплательщиков, не создающих резерв по сомнительным
долгам, к внереализационным расходам приравниваются убытки,
полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в
виде суммы безнадежных долгов.
В случае, если налогоплательщик принял решение о создании
резерва по сомнительным долгам, к внереализационным расходам
приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном
(налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, не покрытых
за счет средств резерва по сомнительным долгам (см. коммент. к
ст.266 НК).
Комментарий к подпункту 3 пункта 2
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном
(налоговом) периоде, в виде потерь от простоев по
внутрипроизводственным причинам.
В отношении комментируемой нормы в Методических рекомендациях
от 20.12.02 приводятся следующие положения (подп.18 п.5.4):
"При отнесении расходов к потерям от простоев по
внутрипроизводственным причинам следует исходить из того, что
простои по внутренним причинам могут возникнуть только внутри
предприятия (цеха, отдела); к их числу относятся: простои в
результате неисправности оборудования, незапланированных остановок
отдельных видов оборудования и др.
Указанные затраты могут возмещаться из различных источников в
зависимости от причин простоя предприятия.
Такие потери могут быть связаны, в частности, с оплатой в
соответствии с законодательством времени простоя, если работник в
письменной форме предупредил работодателя о начале простоя (статья
157 Трудового кодекса).
Расходы по простоям включают в себя, в частности,
материальные затраты, начисление заработной платы, которую в
соответствии со статьей 155 Трудового кодекса предусмотрено
производить в размерах, не ниже установленных законодательством,
отчисления во внебюджетные фонды и др.
Необходимым условием является требование, чтобы время начала
и окончания простоя было зафиксировано работодателем. Во время
простоя работникам предприятия следует находиться на рабочем
месте, что необходимо зафиксировать в соответствующих документах,
в частности в табеле учета использования рабочего времени
(подпункт 3 пункт 2 статьи 265 НК РФ)".
Комментарий к подпункту 4 пункта 2
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном
(налоговом) периоде, в виде не компенсируемых виновниками потерь
от простоев по внешним причинам.
К простоям по внешним причинам могут быть отнесены простои,
вызванные отсутствием (неподачей) электроэнергии, воды, топлива,
железнодорожных вагонов, автомобильного транспорта и т.д. в тех
случаях, когда поставку этих ресурсов или транспортных средств
осуществляют сторонние организации.
Для того чтобы указанные затраты были включены в убытки,
приравниваемые к внереализационным расходам, учитываемым в целях
определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций,
необходимыми условиями являются фиксация
организацией-налогоплательщиком времени начала и окончания
простоя, установление внешней причины простоя, наличие
документального подтверждения факта соответствующего события
(акта, протокола, справки и т.д.).
В том случае, когда соответствующие потери от простоя по
внешней причине компенсируются виновником (например, с поставщика
взимаются санкции за невыполнение соответствующих договорных
обязательств), сумма убытка, приравниваемого к внереализационным
расходам, учитываемым в целях исчисления налоговой базы по налогу
на прибыль организаций, определяется как разница между общей
суммой потерь от простоя по внешней причине и суммой, полученной
от сторонней организации в виде санкции за невыполнение
соответствующего договорного обязательства. Такие ситуации часто
возникают при неподаче железнодорожных вагонов: размеры штрафных
санкций, уплачиваемых организациями железнодорожного транспорта,
могут значительно превышать размеры фактических потерь
организации-налогоплательщика.
Таким образом, под уполномоченным органом государственной
власти для целей комментируемого подпункта следует понимать органы
прокуратуры, следствия и дознания.
Комментарий к подпункту 6 пункта 2
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном
(налоговом) периоде, в виде:
1) потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других
чрезвычайных ситуаций;
2) затрат, связанных с предотвращением или ликвидацией
последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение
чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых
заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение
риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение
здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной
среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные
и другие неотложные работы, проводимые при возникновении
чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и
сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон
чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них
опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой
сложилась чрезвычайная ситуация (ст.1 Федерального закона от
21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера") (в ред. от
28.10.02)*(179). Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются
назначенными в соответствии с законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов РФ руководителями работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации
чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством РФ, и по
согласованию с исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления, на территориях которых сложились
чрезвычайные ситуации (ст.5 Федерального закона "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера").
Обязанности организаций в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций установлены в ст.14
Федерального закона "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Организации обязаны:
1) планировать и осуществлять необходимые меры в области
защиты работников организаций и подведомственных объектов
производственного и социального назначения от чрезвычайных
ситуаций;
2) планировать и проводить мероприятия по повышению
устойчивости функционирования организаций и обеспечению
жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
3) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в
готовности к применению сил и средств по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций
способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе
невоенизированных формирований;
4) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
5) обеспечивать организацию и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ на
подведомственных объектах производственного и социального
назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с
планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
6) финансировать мероприятия по защите работников организаций
и подведомственных объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
7) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
8) предоставлять в установленном порядке информацию в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций.
Под стихийными бедствиями понимаются катастрофические
природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов,
наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и пр.), которые могут
вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный
ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и
государства (ст.1 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О
пожарной безопасности") (в ред. от 10.07.03)*(180).
Под аварией (итал. "avaria", от араб. "авар" - повреждение,
ущерб) обычно понимаются выход из строя, повреждение какого-либо
механизма, машины и т.п. во время работы, движения.
В морском праве под аварией понимается:
1) общая авария - убытки, причиненные намеренно в целях
спасения судна и груза от угрожающей им общей опасности
(распределяются пропорционально стоимости судна, фрахта и груза);
2) частная авария - убытки, причиненные судну или грузу при
отсутствии общей для них опасности.
Радиационная авария - потеря управления источником
ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования,
неправильными действиями работников (персонала), стихийными
бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели
к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному
загрязнению окружающей среды (Федеральный закон от 09.01.96 N 3-ФЗ
"О радиационной безопасности населения")*(181).
Для того чтобы убытки и затраты были признаны для целей
налогообложения, необходимо:
1) получить документальное подтверждение факта стихийного
бедствия, чрезвычайной ситуации, пожара, аварии, выданное
соответствующим государственным органом (учреждением) или органом
местного самоуправления;
2) подтвердить, что соответствующее имущество находилось в
зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, пожара, аварии;
3) провести инвентаризацию имущества в соответствии с
Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.95 N
49)*(182).
Комментарий к подпункту 7 пункта 2
У всех налогоплательщиков к внереализационным расходам
приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном
(налоговом) периоде, в виде убытков по сделке уступки права
требования в порядке, установленном ст.279 НК (см. коммент. к
ней).