«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 84% |
В связи с тем что комментируемая статья имеет исключительное
значение для налогоплательщиков, комментарий дается к каждому
пункту.
В тех случаях, когда налогоплательщик при определении
налоговой базы произведет вычет какого-либо вида расхода, не
учитываемого в целях налогообложения (по ошибке либо намеренно),
произойдет занижение налоговой базы по налогу на прибыль
организаций. Статья 199 УК "Уклонение от уплаты налогов или
страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с
организации" гласит:
"Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в
бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или
расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в
крупном размере, -
наказывается лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет,
либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением
свободы на срок до четырех лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) лицом, ранее судимым за совершение преступлений,
предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 198
настоящего Кодекса;
в) неоднократно;
г) в особо крупном размере, -
наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет.
Примечание. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов
в государственные внебюджетные фонды с организации признается
совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и
(или) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо
крупном размере - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда".
В соответствии с п.1 ст.252 НК в целях гл.25 НК
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму
произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в
ст.270 НК.
Комментарий к подпункту 1
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм
распределяемого дохода.
В соответствии со ст.43 НК дивидендом признается любой доход,
полученный акционером (участником) от организации при
распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том
числе в виде процентов по привилегированным акциям), по
принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально
долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале
этой организации. К дивидендам также относятся любые доходы,
получаемые из источников за пределами РФ, относящиеся к дивидендам
в соответствии с законодательствами иностранных государств.
Не признаются дивидендами:
1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику)
этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие
взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал
организации;
2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде
передачи акций этой же организации в собственность;
3) выплаты некоммерческой организации на осуществление ее
основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской
деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный
капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой
организации.
Следует отметить, что у налогоплательщиков, имеющих
контролируемую задолженность, положительная разница между
начисленными процентами и предельной величиной признаваемых
расходом процентов по контролируемой задолженности приравнивается
в целях налогообложения к дивидендам и облагается налогом на
прибыль организаций (см. коммент. к п.4 ст.269 НК).
Комментарий к подпункту 2
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде:
1) пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет или в
государственные внебюджетные фонды (см. коммент. к п.3 ст.250 НК);
2) штрафов и других санкций, взимаемых государственными
организациями, которым законодательством РФ предоставлено право
наложения указанных санкций.
В актах законодательства РФ о налогах и сборах под понятием
"бюджет" понимаются федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ
(региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные
бюджеты).
Внебюджетные фонды - государственные внебюджетные фонды,
образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в
соответствии с федеральным законодательством. Взносы в
государственные социальные внебюджетные фонды по НК отнесены к
федеральным налогам и сборам. К государственным социальным
внебюджетным фондам в РФ относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд
социального страхования РФ, Государственный фонд занятости
населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования. С 1
января 2001 г. вместо взносов в государственные внебюджетные фонды
взимается единый социальный налог (ст.11 ч.1 НК).
Государственным организациям право наложения штрафов и других
санкций обычно предоставляется специальными актами
законодательства, регулирующего какую-либо конкретную сферу.
Налагать санкции на налогоплательщиков, осуществляющих
определенные виды, как правило, лицензируемой деятельности, в
соответствии с актами законодательства РФ могут, в частности, ЦБ
РФ, ФКЦБ, ГТК, Госгортехнадзор России и т.д.
По сути, в комментируемом подпункте речь идет об
административных наказаниях, налагаемых на налогоплательщика за
совершение какого-либо административного правонарушения.
Административное правонарушение - противоправное, виновное
действие (бездействие) физического или юридического лица, за
которое КоАП или законами субъектов РФ об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении
административного правонарушения, если будет установлено, что у
него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена
административная ответственность, но данным лицом не были приняты
все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение
административного наказания юридическому лицу не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение виновное
физическое лицо, равно как и привлечение к административной или
уголовной ответственности физического лица не освобождает от
административной ответственности за данное правонарушение
юридическое лицо (ст.2.1 КоАП).
Административное правонарушение признается совершенным
умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный
характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные
последствия и желало наступления таких последствий или сознательно
их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное
правонарушение признается совершенным по неосторожности, если
лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных
последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к
тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких
последствий либо не предвидело возможности наступления таких
последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст.2.2 КоАП).
Административное наказание - установленная государством мера
ответственности за совершение административного правонарушения.
Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений
как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное
наказание не может иметь своей целью унижение человеческого
достоинства физического лица, совершившего административное
правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также
нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1 КоАП).
За совершение административных правонарушений могут
устанавливаться и применяться следующие виды административных
наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета
административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому
лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного
гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация.
В отношении юридического лица могут применяться
административные наказания, перечисленные в п.1-4.
Административные наказания, перечисленные в п.3-8, устанавливаются
только КоАП (ст.3.2 КоАП). Предупреждение, административный штраф,
лишение специального права, предоставленного физическому лицу,
административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и
применяться только в качестве основных административных наказаний.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета
административного правонарушения, конфискация орудия совершения
или предмета административного правонарушения, а также
административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина
или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в
качестве как основного, так и дополнительного административного
наказания. За одно административное правонарушение может быть
назначено основное либо основное и дополнительное административное
наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи
Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административной
ответственности (ст.3.3 КоАП).
Административный штраф - вид административного наказания,
применяемого в соответствии с нормами ст.3.5 КоАП.
Административный штраф является денежным взысканием и может
выражаться в величине, кратной:
1) МРОТ (без учета районных коэффициентов), установленному
федеральным законом на момент окончания или пресечения
административного правонарушения;
2) стоимости предмета административного правонарушения на
момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на
момент окончания или пресечения административного правонарушения,
либо сумме незаконной валютной операции (п.1 ст.3.5 КоАП)
Комментарий к подпункту 4
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде:
1) суммы налога на прибыль организаций и авансовых платежей
по налогу на прибыль;
2) суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих
веществ в окружающую среду.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды,
природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных
объектов. Природная среда - совокупность компонентов природной
среды, природных и природно-антропогенных объектов. Компоненты
природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные
воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные
организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное
космическое пространство, обеспечивающие в совокупности
благоприятные условия для существования жизни на Земле.
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду
вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество
которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ,
количество и (или) концентрация которых превышают установленные
для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и
микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на
окружающую среду.
Нормативы в области охраны окружающей среды - установленные
нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого
воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается
устойчивое функционирование естественных экологических систем и
сохраняется биологическое разнообразие.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов химических веществ, в
том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы
допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов) -
нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной
деятельности в соответствии с показателями массы химических
веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и
микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от
стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме
и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых
обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и
сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для
стационарных, передвижных и иных источников, технологических
процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и
сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на
единицу выпускаемой продукции (ст.1 Федерального закона от
10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды")*(185).
В следующих статьях КоАП установлены размеры санкций
(штрафов) за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в
окружающую среду:
Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных
средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в
выбросах либо нормативов уровня шума;
Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с
превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах
либо нормативов уровня шума.
Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него
установлены Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N
183*(186). Порядок разработки и утверждения экологических
нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, лимитов использования природных ресурсов,
размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от
03.08.92 N 545 (в ред. от 16.06.2000)*(187).
Комментарий к подпункту 5
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого
имущества (см. коммент. к ст.256-258 НК).
Комментарий к подпункту 6
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
взносов на добровольное страхование, кроме:
1) взносов работодателей по договорам добровольного
страхования, заключенным в пользу работников со страховыми
организациями, имеющими лицензии на осуществление страховой
деятельности, в пределах, установленных нормами п.16 ст.255 НК
(см. коммент. к нему);
2) взносов налогоплательщиков на добровольное страхование
имущества в соответствии с нормами ст.263 НК (см. коммент. к ней).
Комментарий к подпункту 7
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме суммы
платежей (взносов) работодателей по договорам негосударственного
пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников с
негосударственными пенсионными фондами, имеющими лицензии,
выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение
соответствующих видов деятельности в Российской Федерации в
пределах, установленных нормами п.16 ст.255 НК (см. коммент. к
нему).
Комментарий к подпункту 8
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
процентов, начисленных налогоплательщиком-заемщиком кредитору
сверх сумм, признаваемых расходами в целях налогообложения в
соответствии со ст.269 НК (см. коммент. к ст.269, а также к
ст.265, 273, 279, 282, 291, 328, 331, 333 НК).
Комментарий к подпункту 9
При определении налоговой базы не учитываются расходы:
1) в виде имущества (включая денежные средства), переданного
комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с
исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору
или иному аналогичному договору;
2) в счет оплаты затрат, произведенной комиссионером, агентом
и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного
доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав
расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в
соответствии с условиями заключенных договоров.
См. также коммент. к подп.9 п.1 ст.251 НК.
Комментарий к подпункту 10
У всех налогоплательщиков, за исключением профессиональных
участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую
деятельность, при определении налоговой базы не учитываются
расходы в виде сумм отчислений в резерв под обесценение вложений в
ценные бумаги, создаваемые организациями в соответствии с
законодательством РФ.
Суммы отчислений в резерв под обесценение вложений в ценные
бумаги, создаваемые организациями в соответствии с
законодательством РФ, у налогоплательщиков - профессиональных
участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую
деятельность, учитываются при определении налоговой базы в
соответствии с нормами ст.300 НК (см. коммент. к ней).
Комментарий к подпункту 11
Только у профессиональных участников рынка ценных бумаг,
осуществляющих клиринговую деятельность или деятельность по
организации торговли на рынке ценных бумаг, при определении
налоговой базы не учитываются расходы в виде гарантийных взносов,
перечисляемых в специальные фонды, создаваемые в соответствии с
требованиями законодательства РФ, предназначенные для снижения
рисков неисполнения обязательств по сделкам.
Все остальные налогоплательщики, включая профессиональных
участников рынка ценных бумаг, не заключающих сделки при
осуществлении клиринговой деятельности или деятельности по
организации торговли на рынке ценных бумаг, при определении
налоговой базы по налогу на прибыль организаций вправе учитывать
расходы в виде указанных гарантийных взносов при соблюдении норм
законодательства РФ о рынке ценных бумаг.
См. также коммент. к подп.13 п.1 ст.251, ст.298, 299 НК.
Комментарий к подпункту 12
При определении налоговой базы не учитываются расходы:
1) в виде средств или иного имущества, которые переданы по
договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного
имущества независимо от формы оформления заимствований, включая
долговые ценные бумаги);
2) в виде средств или иного имущества, которые направлены в
погашение таких заимствований.
Нормы комментируемого подпункта имеют отношение только к
средствам или иному имуществу, переданным по договорам займа,
кредита или иного заимствования, а также к средствам или иному
имуществу, направленным на погашение основного долга по займу,
кредиту или иному заимствованию.
Полученные налогоплательщиком проценты по таким
заимствованиям являются доходом налогоплательщика, а суммы
уплаченных процентов учитываются в целях определения налоговой
базы по налогу на прибыль как внереализационные расходы с учетом
норм и ограничений, установленных в ст.269 НК (см. коммент.).
Комментарий к подпункту 13
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
сумм убытков по объектам обслуживающих производств и хозяйств,
включая объекты жилищно-коммунальной сферы и объекты
социально-культурной сферы в части, превышающей предельный размер,
определяемый в соответствии со ст.275.1 НК (см. коммент. к ней).
Комментарий к подпункту 14
У налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы по методу
начисления, при определении налоговой базы не учитываются расходы
в виде имущества, работ, услуг, имущественных прав, переданных
налогоплательщиками в порядке предварительной оплаты. См. коммент.
к ст.271, 272 НК.
Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по кассовому
методу, учитывают расходы в виде переданного имущества, работ,
услуг, имущественных прав в порядке предварительной оплаты при
определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в
соответствии с нормами ст.273 НК (см. коммент. к ней).
Комментарий к подпункту 15
При определении налоговой базы не учитываются расходы:
1) в виде сумм добровольных членских взносов (включая
вступительные взносы) в общественные организации;
2) в виде сумм добровольных взносов участников союзов,
ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных
союзов, ассоциаций, организаций (объединений).
В комментируемом подпункте речь идет только о добровольных
взносах. Взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые
некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и
иных обязательных платежей является условием для осуществления
деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов,
вкладов или иных обязательных платежей, в соответствии с подп.29
п.1 ст.264 НК относятся к прочим расходам, связанным с
производством и реализацией, учитываемым в целях определения
налоговой базы по налогу на прибыль организаций (см. коммент. к
нему).
Комментарий к подпункту 16
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг,
имущественных прав) и в виде расходов налогоплательщика, связанных
с такой передачей.
О понятии "безвозмездная помощь (содействие)" см. коммент. к
подп.6 п.1 ст.251 НК, о понятии "безвозмездно полученное имущество
(работы, услуги), имущественные права" см. коммент. к п.2 ст.248
НК.
Комментарий к подпункту 17
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования
(в виде грантов, инвестиций, капитальных вложений и т.д.) в
соответствии с подп.14 п.1 ст.251 НК (см. коммент. к нему).
Комментарий к подпункту 18
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
отрицательной разницы, образовавшейся в результате переоценки
драгоценных камней при изменении в установленном порядке
прейскурантов цен.
Следует отметить, что положительная разница, образовавшаяся в
результате переоценки драгоценных камней при изменении в
установленном порядке прейскурантов цен, является доходом, не
учитываемым при определении налоговой базы (см. коммент. к подп.16
п.1 ст.251 НК).
Комментарий к подпункту 19
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
сумм налогов, предъявленных покупателю (приобретателю) товаров
(работ, услуг, имущественных прав) налогоплательщиком в
соответствии с НК, если иное не предусмотрено НК.
Суммы налогов, предъявленные покупателю (приобретателю)
товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с НК,
представляют собой суммы НДС и акцизов, предъявленные
налогоплательщиком покупателю или приобретателю товаров (работ,
услуг, имущественных прав) в соответствии с нормами ст.169-172 НК
(по НДС) и 199, 200 НК (по акцизам).
Документом, служащим основанием для принятия предъявленных
сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном гл.21
НК, является счет-фактура. Счета-фактуры, составленные и
выставленные с нарушением порядка, установленного п.5 и 6 ст.169
НК, не могут являться основанием для принятия предъявленных
покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п.5 и
6 ст.169 НК, не может являться основанием для отказа принять к
вычету суммы НДС, предъявленные продавцом (требования к
составлению счета-фактуры установлены в ст.169 НК).
Порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и
реализации товаров (работ, услуг) установлены в ст.170 НК. Суммы
НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров
(работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на
таможенную территорию РФ, если иное не установлено положениями
гл.21 НК, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при
исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы
физических лиц), за исключением случаев, предусмотренных п.2
ст.170 НК.
Суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров
(работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных
активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе
основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ,
учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе
основных средств и нематериальных активов, в случаях:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе
основных средств и нематериальных активов, используемых для
операций по производству и (или) реализации (а также передаче,
выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг),
не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от
налогообложения);
2) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе
основных средств и нематериальных активов, используемых для
операций по производству и (или) реализации товаров (работ,
услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;
3) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе
основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися
налогоплательщиками в соответствии с гл.21 НК либо освобожденными
от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и
уплате НДС;
4) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе
основных средств и нематериальных активов, для производства и
(или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации
(передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ,
услуг) в соответствии с п.2 ст.146 НК.
В случае принятия налогоплательщиком сумм НДС, указанных в
п.2 ст.170 НК, к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном
гл.21 НК, соответствующие суммы НДС подлежат восстановлению и
уплате в бюджет.
Суммы НДС, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг)
налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые НДС, так и
освобождаемые от налогообложения операции:
1) учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в
соответствии с п.2 ст.170 НК - по товарам (работам, услугам), в
том числе основным средствам и нематериальным активам,
используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС;
2) принимаются к вычету в соответствии со ст.172 НК - по
товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и
нематериальным активам, используемым для осуществления операций,
облагаемых НДС;
3) принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той
пропорции, в которой они используются для производства и (или)
реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых
подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по
товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и
нематериальным активам, используемым для осуществления как
облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных
от налогообложения) операций.
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости
отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых
подлежат налогообложению НДС (освобождены от налогообложения), в
общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый
период.
В аналогичном порядке ведется раздельный учет сумм НДС
налогоплательщиками, переведенными на уплату единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности (с 1 января
2003 г. взимается единый налог на вмененный доход для отдельных
видов деятельности).
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм
НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе
основным средствам и нематериальным активам, используемым для
осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих
налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма
НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе
основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и
в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль
организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
Указанные суммы НДС подлежат вычету или возврату
налогоплательщику - иностранному лицу после уплаты налоговым
агентом НДС, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и
только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары
(работы, услуги) использованы при производстве товаров (выполнении
работ, оказании услуг), реализованных удержавшему НДС налоговому
агенту. Указанные суммы НДС подлежат вычету или возврату при
условии постановки налогоплательщика - иностранного лица на учет в
налоговых органах РФ.
Кроме того, вычетам подлежат суммы НДС:
а) предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом
в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в
том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или
отказа от них (вычетам подлежат также суммы НДС, уплаченные при
выполнении работ, оказании услуг, в случае отказа от этих работ,
услуг);
б) исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм
авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ,
в случае расторжения соответствующего договора и возврата
соответствующих сумм авансовых платежей;
в) предъявленные налогоплательщику подрядными организациями
(заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального
строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы НДС,
предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам),
приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и
суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении им
объектов незавершенного капитального строительства;
г) исчисленные налогоплательщиками в соответствии с п.1
ст.166 НК при выполнении строительно-монтажных работ для
собственного потребления, стоимость которых включается в расходы,
принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные
отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
д) уплаченные по расходам на командировки (расходам по
проезду к месту служебной командировки (см. коммент. к подп.12 п.1
ст.264 НК) и обратно, включая расходы на пользование в поездах
постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого
помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при
исчислении налога на прибыль организаций (см. коммент. к подп.22
п.1 ст.264 НК).
В случае, если в соответствии с гл.25 НК расходы принимаются
для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким
расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным
нормам.
Вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные и уплаченные
налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных
в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг (ст.171 НК).
Порядок применения налоговых вычетов по НДС установлен в
ст.172 НК.
Суммы акцизов, предъявленные покупателю (приобретателю)
подакцизных товаров, определяются в соответствии с нормами ст.199
"Порядок отнесения сумм акциза" и ст.200 "Налоговые вычеты" НК.
В соответствии со ст.199 НК суммы акциза, исчисленные
налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и (или)
подакцизного минерального сырья (за исключением реализации на
безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у
налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении
налога на прибыль организаций.
Суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком по операциям
передачи подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального
сырья, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с
гл.22 НК, а также при их реализации на безвозмездной основе,
относятся у налогоплательщика за счет соответствующих источников,
за счет которых относятся расходы по указанным подакцизным товарам
и (или) подакцизному минеральному сырью.
Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком покупателю при
реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального
сырья, у покупателя учитываются в стоимости приобретенных
подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, если
иное не предусмотрено п.3 ст.199 НК.
Суммы акциза, фактически уплаченные при ввозе подакцизных
товаров на таможенную территорию РФ, учитываются в стоимости
указанных подакцизных товаров, если иное не предусмотрено п.3
ст.199 НК.
Суммы акциза, предъявленные налогоплательщиком собственнику
давальческого сырья (материалов), относятся собственником
давальческого сырья (материалов) на стоимость подакцизных товаров
и (или) подакцизного минерального сырья, произведенного из
указанного сырья (материалов), за исключением случаев передачи
подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, для
дальнейшего производства подакцизных товаров.
В соответствии с п.3 ст.199 НК не учитываются в стоимости
приобретенного, ввезенного на территорию РФ или переданного на
давальческой основе подакцизного товара и подлежат вычету или
возврату в порядке, предусмотренном гл.22 НК, суммы акциза,
предъявленные покупателю при приобретении указанного товара, суммы
акциза, подлежащие уплате при ввозе на таможенную территорию РФ
или предъявленные собственнику давальческого сырья (материалов)
при передаче подакцизного товара, используемого в качестве сырья
для производства других подакцизных товаров. Указанное положение
применяется в случае, если ставки акциза на подакцизные товары,
используемые в качестве сырья, и ставки акциза на подакцизные
товары, произведенные из этого сырья, определены на одинаковую
единицу измерения налоговой базы (ст.199 НК).
В соответствии со ст.200 НК налогоплательщик акцизов имеет
право уменьшить общую сумму акциза по подакцизным товарам,
определенную в соответствии со ст.194 НК, на установленные ст.200
НК налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и
уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров
либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров
на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение, в
дальнейшем использованных в качестве сырья для производства
подакцизных товаров.
В случае безвозвратной утери указанных подакцизных товаров в
процессе их хранения, перемещения и последующей технологической
обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычету
подлежит сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно
утерянных в пределах норм естественной убыли, утвержденных
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для
соответствующей группы товаров.
При передаче подакцизных товаров, произведенных из
давальческого сырья (материалов), в случае, если давальческим
сырьем (материалами) являются подакцизные товары, вычетам подлежат
суммы акциза, уплаченные собственником указанного давальческого
сырья (материалов) при его приобретении либо уплаченные им при
ввозе этого сырья (материалов) на таможенную территорию РФ,
выпущенного в свободное обращение, а также суммы акциза,
уплаченные собственником этого давальческого сырья (материалов)
при его производстве.
Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по
спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья,
использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем
использованных для производства алкогольной продукции.
Вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком,
в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе
возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.
Вычетам подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при
приобретении акцизных марок либо при приобретении специальных
региональных марок, по подакцизным товарам, подлежащим
обязательной маркировке.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму акциза по
подакцизным товарам и ( или) подакцизному минеральному сырью,
определенную в соответствии со ст.188 и 194 НК, на сумму акциза,
исчисленную налогоплательщиком с сумм авансовых и (или) иных
платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок
подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья
(ст.200 НК).
Комментарий к подпункту 20
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
любых средств, перечисляемых профсоюзным организациям (см.
коммент. к подп.9 п.2 ст.251 НК).
Комментарий к подпункту 21
При определении налоговой базы не учитываются расходы на
любые виды вознаграждений руководству или работникам
организации-налогоплательщика, помимо вознаграждений,
выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов). Под
руководством следует понимать членов руководящих органов
организации-налогоплательщика.
Другими словами, никакие выплаты (денежные, натуральные,
предоставляемые в виде преференций, льгот, иных благ), если они не
предусмотрены в трудовых договорах (контрактах)
организации-налогоплательщика, не могут быть учтены при
определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Важно отметить, что суммы расходов на оплату труда (см.
коммент. к ст.255 НК) формируют собой налоговую базу по единому
социальному налогу. Все остальные выплаты (т.е. те выплаты, о
которых речь идет в комментируемом подпункте), не включаются в
налоговую базу по единому социальному налогу.
Комментарий к подпункту 22
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального
назначения или целевых поступлений (см. коммент. к подп.11 п.2
ст.251, п.25 ст.255 НК).
К средствам специального назначения могут быть отнесены
различного рода премиальные фонды, создаваемые за счет прибыли,
остающейся в распоряжении организации-налогоплательщика после
уплаты налога на прибыль организаций.
Комментарий к подпункту 23
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
сумм материальной помощи работникам, выплачиваемой (выдаваемой) в
любой форме.
При применение нормы, содержащейся в комментируемом
подпункте, следует учитывать, что к суммам материальной помощи не
могут быть отнесены суммы подъемных, выплачиваемых в пределах
установленных норм (эти суммы включаются в прочие расходы,
связанные с производством и реализацией; см. коммент. к подп.5 п.1
ст.264 НК), а также иного рода компенсационные выплаты и
стимулирующие выплаты, относящиеся к расходам на оплату труда (см.
коммент. к ст.255 НК, а также к п.22 ст.270 НК).
Комментарий к подпункту 24
При определении налоговой базы не учитываются расходы на
оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору
(сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков
работникам (см. коммент. к п.25 ст.255 НК), в том числе женщинам,
воспитывающим детей.
Комментарий к подпункту 25
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде:
1) надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на
пенсию ветеранам труда;
2) доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам
трудового коллектива организации;
3) компенсационных начислений в связи с повышением цен,
производимых сверх размеров индексации доходов по решениям
Правительства РФ;
4) компенсаций удорожания стоимости питания в столовых,
буфетах или профилакториях.
Индексация - установленный государством механизм увеличения
денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом
потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной
способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация
может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными
методами государственного регулирования доходов населения
(пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных
пособий и т.д.). Индексации подлежат:
- оплата труда работников предприятий, учреждений и
организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно
определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги;
- государственные пенсии, стипендии, социальные пособия
(семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и
др.), кроме единовременных;
- вклады граждан в Сберегательном банке РСФСР;
- государственные займы РСФСР и иные государственные ценные
бумаги РСФСР, взносы в организации государственного страхования
РСФСР.
Суммы, взыскиваемые в установленном порядке за повреждение
здоровья, смерть гражданина и иной нанесенный ему ущерб, наравне с
государственными пенсиями подлежат индексации за счет предприятий
или граждан, причинивших вред (ст.1, 2 Закона РСФСР от 24.10.91 N
1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в
РСФСР")*(188).
Кроме того, при определении налоговой базы не учитываются
расходы в виде предоставления питания по льготным ценам или
бесплатно за исключением:
1) специального питания для отдельных категорий работников в
случаях, предусмотренных действующим законодательством
(специальное питание для отдельных категорий работников
предусмотрено, в частности, для экипажей морских судов, экипажей
судов внутреннего плавания, экипажей воздушных судов - см.
коммент. к подп.13 п.1 ст.264 НК);
2) случаев, когда бесплатное или льготное питание
предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или)
коллективными договорами (см. коммент. к ст.255 НК).
Следует отметить также, что у налогоплательщиков -
сельскохозяйственных организаций расходы на питание работников,
занятых на сельскохозяйственных работах, относятся к прочим
расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым в
целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций
(см. коммент. к подп.42 п.1 ст.264 НК).
Комментарий к подпункту 26
При определении налоговой базы не учитываются расходы на
оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего
пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом,
за исключением:
1) сумм, подлежащих включению в состав расходов на
производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу
технологических особенностей производства;
2) случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и
обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или)
коллективными договорами.
В комментируемом подпункте допущена редакционная неточность.
Использовано словосочетание "расходов на производство и реализацию
товаров (работ, услуг)" вместо аналогичного, но более корректного
словосочетания "расходы, связанные с производством и реализацией"
(см. коммент. к ст.253 НК).
К расходам, связанным с производством и реализацией, в силу
технологических особенностей производства могут быть отнесены, в
частности, расходы на доставку от места жительства (сбора) до
места работы и обратно работников, занятых в организациях, которые
осуществляют свою деятельность вахтовым методом или в полевых
(экспедиционных) условиях. Указанные расходы должны быть
предусмотрены коллективными договорами (см. коммент. к подп.12.1
п.1 ст.264 НК).
Комментарий к подпункту 27
При определении налоговой базы не учитываются расходы на
оплату ценовых разниц при реализации работникам товаров (работ,
услуг) по льготным ценам или тарифам (ниже рыночных цен).
О значении понятия "рыночная цена" см. коммент. к п.4 ст.274
НК.
Налоговые органы при осуществлении контроля за правильностью
применения цен товаров (работ, услуг) для целей налогообложения в
установленных случаях вправе осуществлять перерасчет налогов с
использованием методов определения цены товаров (работ, услуг) для
целей налогообложения.
Комментарий к подпункту 28
При определении налоговой базы не учитываются расходы на
оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам продукции
подсобных хозяйств для организации общественного питания (см.
коммент. к п.25 и п.27 ст.270 НК).
Комментарий к подпункту 29
При определении налоговой базы не учитываются расходы на
оплату:
1) путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий;
2) занятий в спортивных секциях, кружках или клубах;
3) посещений культурно-зрелищных или физкультурных
(спортивных) мероприятий;
4) подписки, не относящейся к подписке на
нормативно-техническую и иную используемую в производственных
целях литературу;
5) товаров для личного потребления работников;
6) другие аналогичные расходы, произведенные в пользу
работников.
Комментарий к подпункту 30
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
расходов налогоплательщиков-организаций государственного запаса
специального (радиоактивного) сырья и делящихся материалов
Российской Федерации по операциям с материальными ценностями
государственного запаса специального (радиоактивного) сырья и
делящихся материалов, связанные с восстановлением и содержанием
указанного запаса (см. коммент. к подп.20 п.1 ст.251 НК).
Комментарий к подпункту 31
При определении налоговой базы не учитываются расходы:
1) в виде стоимости переданных налогоплательщиком-эмитентом
акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания
акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций;
2) в виде разницы между номинальной стоимостью новых акций,
переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью
первоначальных акций акционера при распределении между акционерами
акций при увеличении уставного капитала эмитента.
Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее
владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного
общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным
обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении
к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии
с нормативом, установленным ФКЦБ (ст.2 Федерального закона от
22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг")*(189).
Комментарий к подпункту 32
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
имущества или имущественных прав, переданных в качестве задатка
или залога.
Имущество или имущественные права, переданные в качестве
задатка или залога, являются доходом, не учитываемым при
определении налоговой базы (см. коммент. к подп.2 п.1 ст.251).
Комментарий к подпункту 33
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней в случае,
если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав
расходов, при списании кредиторской задолженности
налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подп.21 п.1
ст.251 НК.
В соответствии с подп.21 п.1 ст.251 НК (см. коммент.) при
определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм
кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами
разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в
соответствии с законодательством РФ или по решению Правительства
РФ.
Списание или уменьшение кредиторской задолженности перед
бюджетами разных уровней осуществляется в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 03.09.99 N 1002 "О порядке и
сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности
юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по
начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (в ред. от
11.11.02)*(191).
Комментарий к подпункту 34
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели,
указанные в п.2 ст.251 НК.
Следует отметить, что в п.2 ст.251 НК устанавливаются не
какие-либо цели отчислений, а виды поступлений, не учитываемых в
качестве дохода для целей налогообложения (доходы, не учитываемые
при определении налоговой базы).
К комментируемому подпункту не имеют отношения отдельные виды
целевых поступлений, определенные в п.2 ст.251 НК (в частности,
поступления из бюджетов бюджетополучателями; суммы финансирования
из бюджетов и государственных внебюджетных фондов, выделяемые на
осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в
порядке наследования; отчисления адвокатов на содержание коллегии
адвокатов).
Для практического применения нормы, содержащейся в п.34
ст.270 НК, необходимо помнить, что в соответствии с п.2 ст.251 НК
при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления,
за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и
подакцизного минерального сырья.
Систематический анализ норм, содержащихся в п.2 ст.251 и п.34
ст.270 НК, позволяет установить, что при определении налоговой
базы не учитываются расходы на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности в виде сумм
отчислений:
1) уплаченных в соответствии с законодательством РФ о
некоммерческих организациях вступительных взносов, членских
взносов, целевых взносов и отчислений в публично-правовые
профессиональные объединения, построенные на принципе
обязательного членства, паевых вкладов, а также пожертвований,
признаваемых таковыми в соответствии с ГК (подп.1 п.2 ст.251 НК);
2) средств и иного имущества, которые направлены на
осуществление благотворительной деятельности (подп.4 п.2 ст.251
НК);
3) средств для создания совокупного вклада учредителей
негосударственных пенсионных фондов (подп.5 п.2 ст.251 НК);
4) пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды,
если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных
резервов негосударственного пенсионного фонда (подп.6 п.2 ст.251
НК);
5) средств собственников созданных ими учреждений,
использованных по целевому назначению этими учреждениями (подп.7
п.2 ст.251 НК);
6) средств, направленных профсоюзным организациям в
соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на
проведение профсоюзными организациями социально-культурных и
других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью
(подп.9 п.2 ст.251 НК);
7) имущества (включая денежные средства) и (или)
имущественные права, которые направлены религиозным организациям
на осуществление их уставной деятельности (подп.11 п.2 ст.251 НК).
Комментарий к подпункту 35
При определении налоговой базы не учитываются расходы на
осуществление безрезультатных работ по освоению природных ресурсов
в соответствии с п.5 ст.261 НК.
В соответствии с п.5 ст.261 НК не включаются в состав
расходов для целей налогообложения расходы на безрезультатные
работы по освоению природных ресурсов, если в течение пяти лет до
момента предоставления налогоплательщику прав на геологическое
изучение недр, разведку и добычу полезных ископаемых или иное
пользование участком недр на этом участке уже осуществлялись
аналогичные работы. Данное положение не применяется, если
указанные работы проводились на основе принципиально иной
технологии и (или) в отношении других полезных ископаемых (см.
коммент. к ст.261 НК).
Комментарий к подпункту 36
При определении налоговой базы не учитываются расходы на
НИОКР, не давшие положительного результата, - сверх 70% фактически
осуществленных расходов на НИОКР, не давших положительного
результата (сверх размера расходов, предусмотренных ст.262 НК).
В соответствии с абз.3 п.2 ст.262 НК расходы
налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых
или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов
сырья или материалов, которые не дали положительного результата,
подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с
производством и реализацией, равномерно в течение трех лет в
размере, не превышающем 70% фактически осуществленных расходов, в
порядке, предусмотренном п.2 ст.262 НК (см. коммент. к нему).
Комментарий к подпункту 37
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных
законодательством РФ.
О понятии "подъемные" и специальных нормативах подъемных см.
коммент. к подп.5 п.1 ст.264 НК.
Комментарий к подпункту 38
При определении налоговой базы не учитываются расходы сверх
норм таких расходов, установленных Правительством РФ:
1) на компенсацию за использование для служебных поездок
личных легковых автомобилей и мотоциклов (см. коммент. к подп.11
п.1 ст.264 НК);
2) оплату суточных, полевого довольствия (см. коммент. к
подп.12 п.1 ст.264 НК);
3) оплату рациона питания экипажей морских, речных и
воздушных судов (см. коммент. к подп.13 п.1 ст.264 НК).
Комментарий к подпункту 39
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное
оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке.
В том случае, когда государственному или частному нотариусу
оплачиваются юридические или консультационные услуги, такие
расходы налогоплательщик вправе рассматривать как прочие расходы,
связанные с производством и реализацией (см. коммент. к подп.16
п.1 ст.264 НК).
Комментарий к подпункту 40
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде:
1) взносов, вкладов и иных обязательных платежей,
уплачиваемых некоммерческим организациям, если уплата таких
взносов, вкладов и иных обязательных платежей не является условием
для осуществления деятельности налогоплательщиками- плательщиками
таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей (см.
коммент. к подп.29 п.1 ст.264 НК);
2) взносов, уплачиваемых международным организациям, если
уплата таких взносов не является обязательным условием для
осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками
таких взносов или не является условием предоставления
международной организацией услуг, необходимых для ведения
налогоплательщиком - плательщиком таких взносов указанной
деятельности (см. коммент. к подп.30 п.1 ст.264 НК).
Комментарий к подпункту 41
При определении налоговой базы не учитываются расходы на
замену бракованных, утративших товарный вид и недостающих
экземпляров периодических печатных изданий, а также потери в виде
стоимости утратившей товарный вид, бракованной и нереализованной
продукции средств массовой информации и книжной продукции:
1) помимо расходов и потерь, указанных в подп.43 и 44 п.1
ст.264 НК;
2) сверх размеров расходов и потерь, установленных в подп.43
и 44 п.1 ст.264 НК (см. коммент. к указанным подпунктам).
Комментарий к подпункту 42
В течение отчетного (налогового) периода при определении
налоговой базы не учитываются представительские расходы в размере,
превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за
этот отчетный (налоговый) период (размер, предусмотренный п.2
ст.264 НК). См. также коммент. к подп.22 п.1 и п.2 ст.264 и ст.255
НК.
Комментарий к подпункту 43
При определении налоговой базы не учитываются следующие виды
расходов на подготовку и переподготовку кадров (данные расходы для
целей налогообложения не принимаются):
1) расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или
лечения;
2) расходы, связанные с содержанием образовательных
учреждений или оказанием им бесплатных услуг;
3) расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних
специальных учебных заведениях работников при получении ими
высшего и среднего специального образования.
Кроме того, в подп.23 п.1 и п.3 ст.264 НК (см. коммент. к
нему) установлены другие ограничения по включению расходов на
подготовку и переподготовку кадров в прочие расходы, связанные с
производством и реализацией.
Комментарий к подпункту 44
При определении налоговой базы не учитываются следующие виды
расходов на рекламу в размере, превышающем 1% выручки от
реализации:
1) расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых
победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых
рекламных кампаний;
2) расходы на иные виды рекламы, не предусмотренные абз. 2-4
п.4 ст.264 НК.
См. также коммент. к ст.249 НК (об определении размера
выручки от реализации); к подп.28 п.1 и п.4 ст.264 НК (о правилах
определения расходов на рекламу).
Комментарий к подпункту 45
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
сумм отчислений в указанные фонды сверх сумм отчислений,
предусмотренных п.3 ст.262 НК (см. коммент. к нему).
Комментарий к подпункту 46
При определении налоговой базы не учитываются расходы в виде
отрицательной разницы, полученной от переоценки ценных бумаг по
рыночной стоимости.
В соответствии с подп.24 п.1 ст.251 НК (см. коммент. к нему)
при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде
положительной разницы, полученной при переоценке ценных бумаг по
рыночной стоимости.
Следует отметить, что ценные бумаги, выраженные в иностранной
валюте, представляют собой разновидность валютных ценностей.
Переоценка валютных ценностей осуществляется в соответствии с
нормами, содержащимися в подп.5 п.1 ст.265 НК, п.11 ст.250 НК.
Определение рыночной стоимости ценных бумаг (рыночной цены
ценных бумаг) и правила их переоценки установлены в ст.280 НК (см.
коммент. к ней).
Комментарий к подпункту 47
При определении налоговой базы не учитываются расходы
учредителя доверительного управления, связанные с исполнением
договора доверительного управления, если договором доверительного
управления предусмотрено, что выгодоприобретателем не является
учредитель доверительного управления.
Особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль
участников договора доверительного управления имуществом
установлены в ст.276 НК (см. коммент. к ней).
Комментарий к подпункту 48
При определении налоговой базы не учитываются расходы
осуществляемые религиозными организациями в связи с совершением
религиозных обрядов и церемоний, а также в связи с реализацией
религиозной литературы и предметов религиозного назначения.
В соответствии с подп.27 п.1 ст.251 НК (см. коммент. к нему)
к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы,
относятся доходы в виде имущества (включая денежные средства) и
(или) имущественных прав, которые получены религиозной
организацией от любого лица в связи с совершением религиозных
обрядов и церемоний, а также от реализации религиозной литературы
и предметов религиозного назначения.
Комментарий к подпункту 49
При определении налоговой базы не учитываются иные расходы,
не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 НК (см.
коммент.).
Важно отметить, что расходами для целей налогообложения
прибыли организаций не могут признаваться затраты в следующих
случаях:
1) если расходы не являются экономически оправданными;
2) если затраты не подтверждены документами, оформленными в
соответствии с законодательством РФ;
3) если расходы произведены не для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.