«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 94% |
Комментарий к пункту 1
Организации (за исключением банков) имеют право на
определение даты получения дохода (осуществления расхода) по
кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала
сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих
организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн
рублей за каждый квартал.
Комментарий к пунктам 2, 3
Под кассовым методом в целях гл.25 НК понимается метод
признания доходов и расходов, при котором:
1) датой получения дохода признается день поступления средств
на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества
(работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение
задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
2) расходами налогоплательщиков признаются затраты после их
фактической оплаты.
В целях гл.25 НК оплатой товара (работ, услуг и (или)
имущественных прав) помимо оплаты в денежной форме признается
прекращение встречного обязательства налогоплательщиком -
приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных
прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой
этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей
имущественных прав).
При применении кассового метода расходы учитываются в составе
расходов с учетом следующих особенностей:
1) материальные расходы, а также расходы на оплату труда
учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности
путем списания денежных средств с расчетного счета
налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения
задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок
применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными
средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих
лиц. При этом расходы по приобретению сырья и материалов
учитываются в составе расходов по мере списания данного сырья и
материалов в производство;
2) амортизация учитывается в составе расходов в суммах,
начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается
амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого
имущества, используемого в производстве. Аналогичный порядок
применяется в отношении капитализируемых расходов, предусмотренных
ст.261, 262 НК (см. коммент. к ним);
3) расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе
расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком. При
наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее
погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически
погашенной задолженности и в те отчетные (налоговые) периоды,
когда налогоплательщик погашает указанную задолженность.
Комментарий к пункту 4
Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и
расходов по кассовому методу, в течение налогового периода
превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров
(работ, услуг), установленный п.1 ст.273 НК, то он обязан перейти
на определение доходов и расходов по методу начисления с начала
налогового периода, в течение которого было допущено такое
превышение.
Другими словами, налогоплательщик обязан перейти на
определение доходов и расходов по методу начисления, если в
среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации
товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с
продаж превысит 1 млн рублей за каждый квартал.
Комментарий к пункту 5
Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по кассовому
методу, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и
расходов суммовые разницы в случае, если по условиям сделки
обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.
Комментарий к пункту 1
Налоговой базой по налогу на прибыль организаций (для целей
гл.25 НК) признается денежное выражение подлежащей налогообложению
прибыли, определяемой в соответствии со ст.247 НК (см. коммент.).
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная
характеристика объекта налогообложения. Налоговая база - один из
основных элементов налогообложения, которые должны быть определены
в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог
считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по
федеральным налогам, региональным налогам и местным налогам
устанавливаются НК (ст.53, 54 НК).
Порядок составления расчета налоговой базы по налогу на
прибыль организаций установлен в ст.315 НК.
Комментарий к пункту 2
Налоговая база по прибыли, облагаемой по налоговой ставке,
отличной от ставки, указанной в п.1 ст.284 НК (24%; см. коммент. к
п.1 ст.284 НК), определяется налогоплательщиком отдельно.
Другими словами, отдельно от общей должна определяться
налоговая база, облагаемая по налоговым ставкам 20, 15, 10, 6, 0%
(см. коммент. к ст.284 НК).
Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по
операциям, по которым в соответствии с гл.25 НК предусмотрен
отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Отличный от общего порядок учета прибыли и убытка установлен,
в частности, по расходам на ремонт основных средств (см. коммент.
к ст.323, 324 НК), расходам на освоение природных ресурсов (см.
коммент. к ст.325 НК), по срочным сделкам при применении метода
начисления (см. коммент. к ст.326 НК), по срочным сделкам при
применении кассового метода (см. коммент. ст.327 НК), по учету
доходов (расходов) в виде процентов (см. коммент. к ст.328 НК),
при реализации ценных бумаг (см. коммент. к ст.329 НК), по сделкам
РЕПО с ценными бумагами (см. коммент. к ст.333 НК), а также для
страховых организаций (см. коммент. к ст.330 НК), банков (см.
коммент. к ст.331 НК), по договорам доверительного управления (см.
коммент. к ст.332 НК).
Комментарий к пункту 3
Доходы и расходы налогоплательщика в целях гл.25 НК
учитываются в денежной форме.
В тех случаях, когда доход получен налогоплательщиком в
натуральной форме либо в виде каких-либо преимуществ, выгод или
привилегий, такой доход должен учитываться в рублях РФ в
соответствии с правилами НК.
Комментарий к пункту 4
Доходы, полученные в натуральной форме в результате
реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая
товарообменные операции), учитываются, если иное не предусмотрено
НК, исходя из цены сделки с учетом положений ст.40 НК "Принципы
определения цены товаров, работ или услуг для целей
налогообложения".
Если иное не предусмотрено ст.40 НК, для целей
налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг,
указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное,
предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен
(п.1 ст.40 НК).
Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой
исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по
сделкам лишь в следующих случаях:
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в
сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по
идентичным товарам (работам, услугам) и однородным товарам
(работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени
(п.2 ст.40 НК).
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их
отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются
сопоставимыми, если различие между такими условиями либо
существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо
может быть учтено с помощью поправок (п.9 ст.40 НК).
При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или
услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам
или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров,
работ или услуг, а также при невозможности определения
соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности
информационных источников для определения рыночной цены
используется метод цены последующей реализации. При использовании
метода цены последующей реализации рыночная цена товаров, работ
или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены,
по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем
этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации
(перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных
этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были
приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или
услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров,
работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности
прибыли покупателя.
При невозможности использования метода цены последующей
реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров,
работ или услуг, в последующем реализованных покупателем)
используется затратный метод. При затратном методе рыночная цена
товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как
сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности
прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые
расходы (затраты) и косвенные расходы (затраты) на производство
(приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг (о
прямых и косвенных расходам см. коммент. к п.1 ст.318 НК), обычные
в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение,
страхование и иные подобные затраты (п.10 ст.40 НК).
При определении и признании рыночной цены товара, работы или
услуги используются официальные источники информации о рыночных
ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках (п.11
ст.40 НК).
При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства,
имеющие значение для определения результатов сделки, не
ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п.4-11 ст.40 НК
(п.12 ст.40 НК).
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным
регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с
законодательством РФ, для целей налогообложения принимаются
указанные цены (тарифы) (п.13 ст.40 НК).
Положения, предусмотренные п.3 и 10 ст.40 НК, при определении
рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен
ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных
гл.25 НК (п.14 ст.40 НК).
Для целей НК под взаимозависимыми лицами понимаются
физические лица и (или) организации, отношения между которыми
могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их
деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно
(ст.20 НК):
1) одна организация непосредственно и (или) косвенно
участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия
составляет более 20% (доля косвенного участия одной организации в
другой через последовательность иных организаций определяется в
виде произведения долей непосредственного участия организаций этой
последовательности одна в другой);
2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу
по должностному положению;
3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством
РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства,
усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Суд может признать лица взаимозависимыми по иным причинам,
если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты
сделок по реализации товаров (работ, услуг).
Комментарий к пункту 5
Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме,
учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с
учетом положений ст.40 НК, если иное не предусмотрено гл.25 НК.
Комментарий к пункту 6
Для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль
организаций (для целей ст.274 НК) рыночные цены определяются в
порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен в
соответствии с п.4-11 ст.40 НК, на момент реализации или
совершения внереализационных операций (без включения в них НДС,
акциза и налога с продаж). При этом учитываются обычные при
заключении сделок между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми
лицами, надбавки к цене или скидки
Комментарий к пункту 7
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая
налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала
налогового периода.
Комментарий к пункту 8
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде
налогоплательщиком получен убыток, в данном отчетном (налоговом)
периоде налоговая база признается равной нулю.
Убытком (для целей гл.25 НК) признается отрицательная разница
между доходами, определяемыми в соответствии с гл.25 НК, и
расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке,
предусмотренном гл.25 НК. О признании расходов (потерь) убытком
налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения, см.
комментарий к п.2 ст.268 НК.
Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом)
периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на
условиях, установленных ст.283 НК (см. коммент. к ней).
Комментарий к пункту 9
При исчислении налоговой базы не учитываются в составе
доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы,
относящиеся к игорному бизнесу.
Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса,
а также организации, получающие доходы от деятельности,
относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет
доходов и расходов по такой деятельности.
При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом,
в случае невозможности их разделения определяются пропорционально
доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному
бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности.
Налог на игорный бизнес - региональный налог, предусмотренный
п.1 ст.14 НК. Налог на игорный бизнес по Закону РФ от 27.12.91 N
2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в
ред. от 06.06.03)*(192) отнесен к федеральным налогам, введен
Федеральным законом от 31.07.98 N 142-ФЗ "О налоге на игорный
бизнес" (в ред. от 27.12.02)*(193).
Для целей налогообложения применяются следующие основные
понятия. Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, не
являющаяся реализацией продукции (товаров, работ, услуг),
связанная с извлечением игорным заведением от участия в азартных
играх и пари дохода в виде выигрыша и платы за их проведение.
Игорное заведение - предприятие, в котором на основании
лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в
области игорного бизнеса проводятся азартные игры и (или)
принимаются ставки на пари: казино, тотализатор, букмекерская
контора, зал игровых автоматов и иные игорные дома (места). Пари -
основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими
лицами, как физическими, так и юридическими, соглашение о
выигрыше, исход которого зависит от обстоятельства, относительно
которого неизвестно, наступит оно или нет. Азартная игра -
основанное на риске и заключенное между двумя или несколькими
лицами, как физическими, так и юридическими, по правилам,
установленным игорным заведением, соглашение о выигрыше, исход
которого зависит от обстоятельства, на наступление которого
стороны имеют возможность оказывать воздействие. Игровой стол -
специально оборудованное место в игорном заведении,
предназначенное для проведения азартных игр с любым видом
выигрыша, в которых игорное заведение через своих представителей
участвует как сторона или как организатор и (или) наблюдатель.
Игровой автомат - специальное оборудование (механическое,
электрическое, электронное и иное техническое оборудование),
установленное в игорном заведении и используемое для проведения
азартных игр с денежным выигрышем без участия в указанных играх
представителей игорного заведения. Касса - специально
оборудованное место в игорном заведении (тотализаторе или
букмекерской конторе), где учитывается общая сумма ставок и
определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате (за исключением
кассы тотализатора, являющегося структурным подразделением
государственного унитарного предприятия).
Налогоплательщиками по данному налогу являются организации и
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в
области игорного бизнеса. В порядке, предусмотренном налоговым
законодательством РФ, обособленные подразделения организации,
осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного
бизнеса, выполняют обязанности организации по уплате налога на той
территории, на которой указанные подразделения осуществляют
функции организации.
Объектами игорного бизнеса (объектами налогообложения)
являются: игровые столы, предназначенные для проведения азартных
игр, в которых игорное заведение участвует через своих
представителей как сторона; игровые столы, предназначенные для
проведения азартных игр, в которых игорное заведение участвует
через своих представителей как организатор и (или) наблюдатель;
игровые автоматы; кассы тотализаторов; кассы букмекерских контор.
Общее количество объектов налогообложения каждого вида
объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в
органах МНС РФ по месту нахождения указанных объектов до момента
их установки с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.
Копия свидетельства о регистрации общего количества объектов
налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса должна
храниться в игорном заведении по месту нахождения указанных
объектов.
Изменение в игорном заведении общего количества объектов
налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит
регистрации в течение пяти рабочих дней со дня установки или
выбытия каждого вида объекта налогообложения. Налоговые органы
обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения письменного
заявления от налогоплательщика об изменении общего количества
объектов налогообложения выдать свидетельство о регистрации или
внести изменения в ранее выданное свидетельство.
Наличие на территории игорного заведения незарегистрированных
объектов налогообложения или несоблюдение установленного порядка
уплаты налога более двух раз в течение календарного года может
являться основанием для отзыва лицензии на осуществление
предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.
Ставка налога на каждый объект налогообложения
устанавливается в размере, кратном установленному федеральным
законом МРОТ. Минимальный размер ставок налога в год составляет:
за каждый игровой стол, предназначенный для проведения азартных
игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, - 1200
МРОТ; за каждый игровой стол, предназначенный для проведения
азартных игр, в которых игорное заведение участвует как
организатор и (или) наблюдатель, - 100 МРОТ; за каждый игровой
автомат - 45 МРОТ; за каждую кассу тотализатора - 1200 МРОТ; за
каждую кассу букмекерской конторы - 600 МРОТ. Конкретные единые
размеры ставок налога для всех игорных заведений, находящихся на
территориях субъектов РФ, превышающие установленные минимальные
размеры ставок налога, определяются законодательными
(представительными) органами субъектов РФ. При отсутствии
нормативного акта субъекта РФ, определяющего конкретные размеры
ставок налога, для его исчисления и уплаты применяются
установленные минимальные размеры ставок налога.
Ставка налога в год на каждый объект налогообложения сверх
указанного количества уменьшается на 20%, если в игорном заведении
общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов
игорного бизнеса будет: игровых столов - более 30; игровых
автоматов - более 40. Вводить индивидуальные ставки налога для
отдельных категорий плательщиков налога запрещается.
Порядок исчисления налога. Суммы налога, подлежащие внесению
в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, определяются
налогоплательщиком самостоятельно исходя из количества
зарегистрированных объектов налогообложения и ставок налога.
Расчет сумм налога с учетом изменения количества и (или) видов
объектов налогообложения представляется плательщиком налога в
налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения
ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
При осуществлении игорным заведением других видов
деятельности, не относящихся к игорному бизнесу, указанное
заведение обязано вести раздельный учет доходов от этих видов
предпринимательской деятельности и уплачивать обязательные платежи
по этим видам предпринимательской деятельности в соответствии с
законодательством РФ.
При установке нового объекта налогообложения до 15-го числа
текущего месяца сумма налога исчисляется за полный текущий месяц,
после 15-го числа - за половину текущего месяца. При выбытии
объекта налогообложения до 15-го числа текущего месяца сумма
налога исчисляется за половину текущего месяца, после 15-го числа
- за полный текущий месяц, при этом объект налогообложения
считается выбывшим по истечении десяти дней с даты подачи
соответствующего заявления в налоговый орган.
Уплата налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ
производится плательщиком налога в течение пяти рабочих дней со
дня представления расчета сумм налога в орган МНС РФ по месту
регистрации объектов налогообложения равными долями в размере
одной двенадцатой годовой суммы установленного налога с учетом
изменения количества и (или) видов объектов налогообложения.
Уплата сумм налога производится по единой ставке, установленной на
территории субъекта РФ, где зарегистрирован данный объект
налогообложения.
Сумма налога включается в состав расходов, связанных с
осуществлением данного вида предпринимательской деятельности.
Суммы налога в части, соответствующей минимальному размеру ставки
налога, зачисляются в федеральный бюджет. Суммы налога в части,
соответствующей превышению над минимальным размером ставки налога,
зачисляются в бюджеты субъектов РФ, на территориях которых
находятся игорные заведения (порядок зачисления налога на игорный
бизнес определен письмом ГНС РФ от 01.10.98 N ПВ-6-28/677@)*(194).
Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на
игорный бизнес издаются МНС РФ по согласованию с Минфином России
(Инструкция ГНС РФ от 28.08.98 N 50) (в ред. от 11.03.02)*(195).
Помимо указанного налога взимается местный сбор за открытие
игорного бизнеса.
Порядок учета доходов и расходов, установленный в п.9 ст.274
НК в отношении игорного бизнеса, распространяется:
1) на организации, перешедшие (переведенные) на уплату налога
на вмененный доход (единый налог на вмененный доход для отдельных
видов деятельности с 1 января 2003 г. взимается на основании
гл.26.3 НК);
2) на организации, получающие прибыль (убыток) от
сельскохозяйственной деятельности (единый сельскохозяйственный
налог взимается в соответствии с гл.26.1 НК).
Комментарий к пункту 10
Налогоплательщики, применяющие в соответствии с НК
специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций не учитывают доходы и расходы,
относящиеся к таким режимам.
Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и
уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени,
применяемый в случаях и в порядке, установленных НК и принимаемыми
в соответствии с ним федеральными законами. При установлении
специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также
налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК (ст.18
НК).
К специальным налоговым режимам относятся:
1) упрощенная система налогообложения (до 1 января 2003 г.
упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства);
2) система налогообложения в свободных экономических зонах;
3) система налогообложения в закрытых
административно-территориальных образованиях;
4) система налогообложения при выполнении договоров концессии
и соглашений о разделе продукции;
5) единый налог на вмененный доход для отдельных видов
деятельности (до 1 января 2003 г. взимался единый налог на
вмененный доход для определенных видов деятельности);
6) единый сельскохозяйственный налог.
Комментарий к пунктам 11-16
Особенности определения налоговой базы по отдельным
категориям плательщиков устанавливаются с учетом положений
следующих статей НК (см. коммент. к указанным статьям):
- по банкам - ст.290-292 НК;
- по страховщикам - ст.293 и 294 НК;
- по негосударственным пенсионным фондам - ст.295 и 296 НК;
- по профессиональным участникам рынка ценных бумаг - ст.298
и 299 НК.
Кроме того, установлены особенности определения налоговой
базы по следующим видам операций:
- по операциям с ценными бумагами - ст.280 НК с учетом
положений ст.281 и 282 НК;
- по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
ст.301-305 НК.
Особенности формирования налоговой базы переходного периода
установлены в ст.10 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании
утратившими силу отдельных актов (положений актов)
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в ред.
от 31.12.02)*(196).
По состоянию на 1 января 2002 г. налогоплательщик,
переходящий на определение доходов и расходов по методу
начисления, обязан:
- в отношении сумм резервов предстоящих расходов на ремонт,
формируемых организациями в соответствии со ст.260 НК (см.
коммент.);
- в отношении сумм резервов по сомнительным долгам, если
организация до 1 января 2002 г. признавала выручку в целях
налогообложения по отгрузке;
- в отношении сумм резервов на гарантийный ремонт в части
средств, относящихся к объектам, срок гарантийного ремонта которых
не истек;
- в отношении сумм резервов предстоящих расходов на оплату
отпусков, не использованных по состоянию на 1 января 2002 г.;
- в отношении сумм резервов на возможные потери по ссудам,
формируемых банками, не использованных по состоянию на 1 января
2002 г.;
- в отношении сумм резервов под обесценение ценных бумаг,
сформированных организациями - ПУРЦБ, осуществляющими дилерскую
деятельность в соответствии со ст.300 НК (см. коммент. к ней), не
использованных по состоянию на 1 января 2002 г.
В случае, если организация в последующем не использует
указанные резервы в установленном порядке, такие суммы подлежат
включению в состав внереализационных доходов текущего отчетного
(налогового) периода;
5) уменьшить доходы, указанные в подп.1 и 2 п.1 ст.10
Федерального закона N 110-ФЗ, на суммы положительных курсовых
разниц, которые учитывались ранее при определении налоговой базы
до 1 января 2002 г.
6) включить в состав доходов суммы отрицательных разниц от
переоценки ценных бумаг, учитываемых налогоплательщиком на 1
января 2002 г., в виде разницы между ценой приобретения и
балансовой стоимостью этих ценных бумаг по состоянию на 31 декабря
2001 г., которые учитывались при исчислении налога на прибыль
предприятий в соответствии с законодательством, действовавшим до 1
января 2002 г.
По состоянию на 1 января 2002 г. при определении налоговой
базы налогоплательщик, переходящий на определение доходов и
расходов по методу начисления, также обязан:
1) включить в состав расходов, уменьшающих доходы от
реализации, суммы, определяющие в соответствии с
законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г.,
себестоимость реализованных, но не оплаченных по состоянию на 31
декабря 2001 г. товаров (работ, услуг), которые ранее не
учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
При этом указанные суммы включаются в состав расходов, уменьшающих
доходы от реализации, только при их документальном подтверждении;
2) учесть в налоговом учете стоимость остатков незавершенного
производства, готовой продукции на складе, отгруженных
(выполненных), но не реализованных товаров (работ, услуг),
определенную по состоянию на 31 декабря 2001 г. в соответствии с
порядком, действующим до 1 января 2002 г., как стоимость остатков
незавершенного производства, готовой продукции на складе,
отгруженных (выполненных), но не реализованных товаров (работ,
услуг) по состоянию на 1 января 2002 г.;
3) включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы,
подлежащие единовременному списанию в результате изменения
классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в
связи с вступлением в силу гл.25 НК. При этом из состава
амортизируемого имущества исключаются объекты, введенные
налогоплательщиком в эксплуатацию до 1 января 2002 г.,
первоначальная (восстановительная) стоимость которых составляет
менее 10 тысяч рублей (включительно) или срок эксплуатации которых
менее 12 месяцев.
Единовременному списанию подлежат, в частности:
- суммы недоначисленной амортизации по объектам
нематериальных активов, которые в соответствии с гл.25 НК с 1
января 2002 г. подлежат единовременному списанию в качестве
расхода, уменьшающего налоговую базу, либо не учитываются в целях
налогообложения в качестве нематериальных активов в соответствии с
гл.25 НК;
- суммы недоначисленной амортизации по малоценным и
быстроизнашивающимся предметам, переданным в производство;
- суммы расходов будущих периодов, которые в соответствии с
гл.25 НК с 1 января 2002 г. (в связи с непризнанием их расходами
будущих периодов в соответствии с гл.25 НК) подлежат
единовременному списанию в качестве расходов, уменьшающих
налоговую базу, либо не учитываются в целях налогообложения в
соответствии с гл.25 НК (см. коммент. к ст.270 НК).
По состоянию на 1 января 2002 г. налогоплательщик обязан
отразить в налоговом учете стоимость объектов, относящихся к
амортизируемому имуществу в классификации и оценке в соответствии
с гл.25 НК (см. коммент. к ст.256-259 и Приложение 1).
4) отразить в составе внереализационных расходов суммы
штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных
обязательств в соответствии со ст.265 НК (см. коммент.), если
такие суммы не учитывались при формировании налоговой базы по
налогу на прибыль до 1 января 2002 г., а также отразить в составе
расходов иные внереализационные расходы, определенные в
соответствии со ст.265 и 272 НК (см. коммент. к ним), которые
ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на
прибыль предприятий;
5) отразить в составе внереализационных расходов суммы,
образовавшиеся от изменений размеров обязательств и требований по
ФИСС за период с даты возникновения указанных обязательств и
требований по 31 декабря 2001 г. включительно в соответствии с
требованиями гл.25 НК, если такие суммы не учитывались при
формировании налоговой базы по налогу на прибыль 1 января 2002 г.
Эти положения не распространяются на сделки с ФИСС, предметом
которых является иностранная валюта, заключенные до 17 августа
1998 г. и предусматривающие их исполнение после указанной даты;
6) уменьшить расходы, указанные в п.2 ст.10 Федерального
закона N 110-ФЗ, на суммы отрицательных курсовых разниц, которые
ранее учитывались при определении налоговой базы до 1 января 2002
г.;
7) включить в состав расходов суммы положительных разниц от
переоценки ценных бумаг, учитываемых налогоплательщиком на 1
января 2002 г. в виде разницы между ценой приобретения и
балансовой стоимостью ценной бумаги по состоянию на 31 декабря
2001 г., которые учитывались при исчислении налога на прибыль
предприятий в соответствии с законодательством, действующим до 1
января 2002 г.
Сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по
состоянию на 1 января 2001 г., уменьшающая налоговую базу по
налогу на прибыль предприятий в соответствии с действующим до 1
января 2002 г. законодательством, после 1 января 2002 г.
признается убытком в целях гл.25 НК и переносится на будущее в
порядке, установленном ст.283 НК (см. коммент. к ней).
Убыток, определенный в соответствии с действующим в 2001 г.
законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 г. в сумме, не
превышающей сумму убытка, числящегося по состоянию на 1 июля 2001
г., признается убытком в целях налогообложения и переносится на
будущее в порядке, установленном ст.283 НК (см. коммент. к ней).
Налоговая база, исчисленная в порядке, установленном ст.10
Федерального закона N 110-ФЗ, не уменьшается на суммы убытка,
определенного в соответствии с п.3 и 4 ст.10 Федерального закона N
110-ФЗ.
К определенной в соответствии со ст.10 Федерального закона N
110-ФЗ налоговой базе применяются налоговые ставки, установленные
ст.284 НК (см. коммент.). Если при определении налоговой базы в
соответствии со ст.10 Федерального закона N 110-ФЗ
налогоплательщиком получен убыток, налоговая база признается
равной нулю, а полученный убыток не учитывается в целях
налогообложения.
Сумма дебиторской задолженности, относящаяся к сделкам и
операциям, учтенным при формировании налоговой базы в соответствии
со ст.10 Федерального закона 110-ФЗ, не участвует в формировании
резервов по сомнительным долгам, создаваемых в соответствии со
ст.266 и 292 НК (см. коммент.).
По основным средствам, введенным в эксплуатацию
налогоплательщиком в период до 31 января 1998 г., положения п.8
ст.258 НК (см. коммент. к указанному пункту) в части
обязательности выполнения условия документального подтверждения
факта подачи документов на регистрацию применяются с 1 января 2004
года.
Если налогоплательщик, определявший до 1 января 2002 г.
выручку от реализации для целей налогообложения по методу отгрузки
и перешедший с 1 января 2002 г. на определение доходов и расходов
по методу начисления, по базе переходного периода получил
превышение расходов над доходами, то сумма такого превышения в
размере, не превышающем сумму от списания на расходы
недоамортизируемой части основных средств стоимостью не свыше 10
тысяч рублей или со сроком полезного использования не более 12
месяцев, признается расходом налогоплательщика от переходного
периода, который подлежит отнесению на расходы, включаемые в
налоговую базу соответствующих отчетных периодов равномерно в
течение пяти лет с даты вступления гл.25 НК (с 1 января 2002 г.).
Сумма налога на прибыль организаций, исчисленная в
соответствии с положениями ст.10 Федерального закона N 110-ФЗ,
подлежит уплате в бюджет в следующем порядке:
1) исчисленная сумма налога ежемесячно (ежеквартально)
равными долями в течение 2002 г. начиная со второго квартала в
сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего
отчетного периода, - по сумме налога в пределах 10% суммы налога,
исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 г.;
2) часть исчисленной суммы налога в размере от 10 до 70%
ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2003-2004 гг.
в сроки, установленные для уплаты налога по итогам
соответствующего отчетного периода, - по сумме налога в пределах
от 10 до 70% суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за
2001 г.;
3) оставшаяся часть исчисленной суммы налога ежемесячно
(ежеквартально) равными долями в течение 2005-2006 гг. - по сумме
налога свыше 70% суммы налога, исчисленной исходя из налоговой
базы за 2001 г.
В случае, если налогоплательщиком за 2001 г. получен убыток,
то исчисленная сумма налога в порядке, предусмотренном ст.10
Федерального закона N 110-ФЗ, подлежит уплате в бюджет равномерно
в течение пяти лет в сроки, установленные для уплаты авансовых
платежей по налогу на прибыль организаций по итогам отчетного
периода.
Налогоплательщик, переходящий с 1 января 2002 г. на
определение доходов и расходов по кассовому методу, при
определении суммы налога на прибыль организаций в соответствии с
п.8 ст.10 Федерального закона N 110-ФЗ определяет налоговую базу с
учетом предусмотренных гл.25 НК особенностей формирования доходов
и расходов и даты их признания.
При этом по состоянию на 1 января 2002 г. налогоплательщик,
переходящий на определение доходов и расходов по кассовому методу,
обязан:
- отразить в составе доходов сумму задолженности по
полученным авансовым платежам, которая ранее не учитывалась при
формировании налоговой базы по налогу на прибыль предприятий;
- включить в состав доходов суммы, подлежащие единовременному
восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или
операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии
с требованиями, установленными гл.25 НК. К таким объектам или
операциям относятся, в частности, остатки неиспользованных средств
резервов, отчисления в которые в соответствии с действующим
законодательством до 1 января 2002 г. уменьшали налоговую базу.
Указанные в данном абзаце положения не применяются в отношении
резервов по сомнительным долгам, если организация до 1 января 2002
г. признавала выручку в целях налогообложения по отгрузке;
- включить в состав расходов, уменьшающих доходы, суммы,
подлежащие единовременному списанию в результате изменения
классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в
связи с вступлением в силу гл.25 НК.
Единовременному списанию подлежат:
- сумма недоначисленной амортизации по объектам основных
средств, введенных налогоплательщиком в эксплуатацию до 1 января
2002 г., подлежащих исключению из состава амортизируемого
имущества, если первоначальная (восстановительная) стоимость таких
объектов составляет менее 10 тысяч рублей (включительно), или срок
эксплуатации менее 12 месяцев;
- сумма недоначисленной амортизации по объектам
нематериальных активов, которые в соответствии с гл.25 НК с 1
января 2002 г. подлежат единовременному списанию в качестве
расхода, уменьшающего налоговую базу, либо не учитываются в целях
налогообложения в качестве нематериальных активов в соответствии с
гл.25 НК;
- сумма недоначисленной амортизации по малоценным и
быстроизнашивающимся предметам, переданным в производство.
При этом в состав расходов, уменьшающих налоговую базу, могут
быть включены только суммы недоначисленной амортизации по объектам
амортизируемого имущества, фактически оплаченным по состоянию на 1
января 2002 г.
Налогоплательщики, у которых в сумме дебиторской
задолженности на 1 января 2002 г. доля задолженности бюджетных
организаций-покупателей составляет более 30%, уплачивают сумму
налога на прибыль организаций, исчисленную в соответствии со ст.10
Федерального закона N 110-ФЗ, в бюджет равномерно в течение пяти
лет начиная со второго квартала 2002 г. в сроки, установленные для
уплаты сумм авансовых платежей по налогу на прибыль организаций по
итогам каждого отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщик, переходящий с 1 января 2002 г. на
определение доходов и расходов по кассовому методу, при
формировании налоговой базы в отчетном (налоговом) периоде в
соответствии с порядком, установленным гл. 25 НК, не включает в
состав доходов и расходов полученные (переданные) средства или
иное имущество в оплату товаров (работ, услуг) либо в погашение
требований или обязательств, если в соответствии с
законодательством, действовавшим до 1 января 2002 г., такие
расходы (доходы) учитывались при формировании налоговой базы по
налогу на прибыль предприятий.
В соответствии с Федеральным законом N 110-ФЗ
налогоплательщик осуществляет расчет налоговой базы (см. коммент.
к ст.315 НК), определенной в соответствии со ст.10 Федерального
закона N 110-ФЗ, и представляет в срок не позднее 28 июля 2002 г.
налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций,
исчисленному в соответствии с положениями ст.10 Федерального
закона N 110-ФЗ, в порядке, установленном ст.289 НК (см. коммент.
к ней).