«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 21% |
Комментируемая статья названа "Особенности налогообложения
иностранных организаций при осуществлении деятельности на
строительной площадке", однако никаких особенностей
налогообложения в данной статье не устанавливается. В ней
определяется значение понятия "иностранная площадка иностранной
организации", устанавливаются правила определения срока
существования строительной площадки иностранной организации.
Комментируемая статья имеет исключительно важное значение для
целого ряда иностранных организаций и российских организаций,
выплачивающих доходы иностранным организациям, для применения норм
международных соглашений об избежании двойного налогообложения,
заключенных Российской Федерацией (бывшим СССР). В соответствии с
условиями указанных соглашений строительные площадки иностранных
организаций в течение определенного в этих соглашениях периода
времени могут не признаваться для целей налогообложения в качестве
постоянных представительств иностранных организаций.
Комментарий к пункту 1
Под строительной площадкой иностранной организации на
территории РФ в целях гл.25 НК понимается:
1) место строительства новых, а также реконструкции,
расширения, технического перевооружения и (или) ремонта
существующих объектов недвижимого имущества (за исключением
воздушных судов и морских судов, судов внутреннего плавания и
космических объектов);
2) место строительства и (или) монтажа, ремонта,
реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения
сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также
машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует
жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам
зданий, сооружений или плавучих сооружений.
Комментарий к пункту 2
При определении срока существования строительной площадки в
целях исчисления налога на прибыль организаций, а также постановки
на учет иностранной организации в налоговых органах работы и иные
операции, продолжительность которых включается в этот срок,
включают все виды производимых иностранной организацией на этой
строительной площадке подготовительных, строительных и (или)
монтажных работ, в том числе работ по созданию подъездных путей,
коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов
инфраструктуры, кроме объектов инфраструктуры, изначально
создаваемых для иных целей, не связанных с данной строительной
площадкой.
В случае если иностранная организация, являясь генеральным
подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим
лицам (субподрядчикам), то период времени, затраченный
субподрядчиками на выполнение работ, считается временем,
затраченным самим генеральным подрядчиком. Это положение не
применяется в отношении периода работ, выполняемых субподрядчиком
по прямым договорам с заказчиком (застройщиком) и не входящих в
объем работ, порученных генеральному подрядчику, за исключением
случаев, когда эти лица и генеральный подрядчик являются
взаимозависимыми лицами в соответствии со ст.20 НК (см. коммент. к
п.4 ст.274 НК).
В случае, если субподрядчик является иностранной
организацией, его деятельность на этой строительной площадке также
рассматривается как создающая постоянное представительство этой
организации-субподрядчика.
Данное положение применяется к организации-субподрядчику,
продолжительность деятельности которой составляет в совокупности
не менее 30 дней, при условии, что генподрядчик имеет постоянное
представительство.
Комментарий к пункту 3
Началом существования строительной площадки в налоговых целях
считается более ранняя из следующих дат:
1) дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта
о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части
совокупного объема работ);
2) дата фактического начала работ.
Окончание существования стройплощадки - дата подписания
заказчиком (застройщиком) акта сдачи-приемки объекта или
предусмотренного договором комплекса работ. Окончанием работ
субподрядчика считается дата подписания акта сдачи-приемки работ
генеральному подрядчику. В случае, если акт сдачи-приемки не
оформлялся или работы фактически окончились после подписания
такого акта, строительная площадка считается прекратившей
существование (работы субподрядчика считаются законченными) на
дату фактического окончания подготовительных, строительных или
монтажных работ, входящих в объем работ соответствующего лица на
данной стройплощадке.
Комментарий к пункту 4
Строительная площадка не прекращает существования, если
работы на ней временно приостановлены, кроме случаев консервации
строительного объекта на срок более 90 дней по решению федеральных
органов исполнительной власти, соответствующих органов
государственной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, принятому в пределах их компетенции, или в
результате действия обстоятельств непреодолимой силы.
Продолжение или возобновление после перерыва работ на
строительном объекте после подписания акта о передаче площадки
подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения
его части совокупного объема работ) приводит к присоединению срока
ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между
работами к совокупному сроку существования строительной площадки
только в случае, если:
1) территория (акватория) возобновленных работ является
территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную
примыкает к ней;
2) продолжающиеся или возобновленные работы на объекте
поручены лицу, ранее выполнявшему работы на этой строительной
площадке, или новый и прежний подрядчики являются взаимозависимыми
лицами.
Если продолжение или возобновление работ связано со
строительством или монтажом нового объекта на той же строительной
площадке либо с расширением ранее законченного объекта, срок
ведения таких продолжающихся или возобновленных работ и перерыва
между работами также присоединяется к совокупному сроку
существования строительной площадки.
3. Строительная площадка, строительный, монтажный,
шеф-монтажный или сборочный объект, или установка, или буровая
установка или судно, используемое для разведки и разработки
природных ресурсов, образуют постоянное представительство, только
если продолжительность связанных с ними работ превышает 12
месяцев. Компетентные органы Договаривающихся Государств, в
которых осуществляются эти работы, могут в исключительных случаях
на основе ходатайства лица, осуществляющего эти работы, не
рассматривать эту деятельность как образующую постоянное
представительство и в тех случаях, когда продолжительность этих
работ превышает 12 месяцев, но на срок не свыше 24 месяцев".
В отдельных действующих соглашениях об избежании двойного
налогообложения доходов, заключенных Российской Федерацией,
предельный срок, в течение которого строительная площадка не
образует постоянного представительства иностранной организации,
устанавливается в 6, 12, 18, 24, 36 месяцев.
В соответствии с п.3 ст.5 Соглашения от 27.05.93 между
Правительством РФ и Правительством Социалистической Республики
Вьетнам об избежании двойного налогообложения и предотвращении
уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы
выражение "постоянное представительство" также включает
строительную площадку, строительный, монтажный или сборочный
объект или связанную с ними надзорную деятельность, если
продолжительность связанных с ними работ превышает 6 месяцев.
В соответствии с п.3 ст.5 Соглашения от 29.05.96 между
Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и
имущество строительная площадка или монтажный объект являются
постоянным представительством только в случаях, если
продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев.
В соответствии с п.2 ст.5 Соглашения от 25.03.97 между
Правительством РФ и Правительством Республики Индия об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы термин
"постоянное представительство", в частности, включает строительную
площадку или строительный, монтажный или сборочный объект, или
связанную с ними надзорную деятельность, если только такие
площадка, объект или деятельность существуют в течение периода,
превышающего 12 месяцев. Однако компетентные органы
Договаривающихся Государств могут в особых случаях по взаимному
согласию считать надзорную деятельность, связанную со строительной
площадкой или строительным, монтажным или сборочным объектом, как
не создающую постоянное представительство также в случаях, когда
продолжительность работ на строительной площадке или строительном,
монтажном или сборочном объекте превышает 12 месяцев.
В соответствии с п.3 ст.5 Соглашения от 15.12.97 между
Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы
строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный
объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют
постоянное представительство, только если продолжительность
связанных с ними работ превышает 18 месяцев. Строительная площадка
существует со дня начала подрядчиком своих работ, включая любые
подготовительные работы на строительной площадке. При подсчете
18-месячного периода дата сдачи такой площадки или объекта
считается датой окончания работ на строительной площадке или
объекте. Период между датой сдачи строительного объекта и датой
его принятия заказчиком не будет приниматься во внимание при
подсчете 18-месячного периода. Если после вступления в силу
указанного Соглашения каждое из Договаривающихся Государств
согласует с одним или несколькими другими государствами более
длительный срок для указанной деятельности, и эти договоренности
вступят в силу, то компетентные органы Договаривающихся Государств
примут решение об увеличении этого периода.
В соответствии с п.2 ст.5 Соглашения от 05.04.95 между
Правительством РФ и Правительством Монголии об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный
объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют
постоянное представительство, только если продолжительность
связанных с ними работ превышает 24 месяца.
В тех случаях, когда заключаются новые соглашения взамен
старых, как правило, предельные сроки, в течение которых
строительная площадка иностранной организации не признается
постоянным представительством иностранной организации,
уменьшаются. При этом часто в Протоколах или разъяснениях
компетентных органов определяются правила, в соответствии с
которыми иностранные организации могут в течение отдельных
периодов времени использовать более благоприятные нормы прежних
соглашений об избежании двойного налогообложения.
В соответствии с п.3 ст.5 Соглашения от 04.05.96 между
Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики об
избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы
строительная площадка или строительный, монтажный или сборочный
объект или деятельность по техническому надзору, связанная с ними,
образуют постоянное представительство только в том случае, когда
такая площадка, объект или деятельность осуществляются более 12
месяцев. Использование установки или буровой установки, или судна
для разведки или разработки природных ресурсов образует постоянное
представительство, только если они используются в течение периода
более 12 месяцев.
Однако в Протоколе (являющемся неотъемлемой составной частью
указанного Соглашения) в отношении п.3 ст.5 определено следующее:
"1. В случае, если резидент Договаривающегося Государства
имел строительную площадку или строительный, монтажный или
сборочный объект в другом Договаривающемся Государстве до даты
подписания настоящего Соглашения, но работы на них продолжаются
после даты, с которой применяются положения настоящего Соглашения,
то двенадцатимесячный период рассчитывается от последней
упомянутой даты. Такая льгота не должна ни при каких
обстоятельствах действовать более 36 месяцев с начала
существования строительной площадки или объекта.
2. В случае, если резидент Договаривающегося Государства имел
строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный
объект в другом Договаривающемся Государстве после даты подписания
настоящего Соглашения, но до даты, с которой применяются положения
настоящего Соглашения, и работы на них продолжаются после
последней упомянутой даты, то двенадцатимесячный период
рассчитывается с начала существования строительной площадки или
объекта".
В соответствии с п.3 ст.5 Конвенции от 26.11.96 между
Правительством РФ и Правительством Французской Республики об
избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогов и нарушения налогового законодательства в отношении
налогов на доходы и имущество строительная площадка или монтажный
объект образуют постоянное представительство, только если
продолжительность таких работ превышает 12 месяцев.
В Письме МНС РФ от 03.04.01 N ВГ-6-06/265 "О порядке
применения Конвенции между Правительством РФ и Правительством
Французской Республики об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового
законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26
ноября 1996 г."*(269) было дано следующее разъяснение:
"В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Конвенции строительная
площадка образует постоянное представительство, только если
продолжительность работ на ней превышает 12 месяцев.
В Соглашении между Правительством Союза Советских
Социалистических Республик и Правительством Французской Республики
об устранении двойного налогообложения доходов от 4 октября 1985
г. продолжительность работ на строительном объекте, требуемая для
признания его постоянным представительством, составляла 24 месяца.
В связи с отсутствием переходных положений в Конвенции
российской и французской сторонами согласовано общее понимание
порядка применения налоговых соглашений в отношении строительных
площадок, созданных до 1 января 2000 г. и продолжающих
существовать после 1 января 2000 года.
В случае, если строительная площадка начала существование до
1 января 2000 г. и продолжала существовать после 1 января 2000 г.,
двенадцатимесячный период, предусмотренный Конвенцией, до
истечения которого строительная площадка не рассматривается как
образующая постоянное представительство, должен рассчитываться с
даты фактического начала существования строительной площадки.
При этом, что касается порядка налогообложения доходов,
извлекаемых через постоянное представительство, то в каждом
конкретном году должны применяться положения соответствующей
Конвенции (Соглашения)".