«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 40% |
В комментируемой статье устанавливаются правила устранения
двойного налогообложения только в отношении доходов российских
организаций, полученных от источников за пределами РФ. Об
устранении (избежании) двойного налогообложения доходов
иностранных организаций, полученных ими от источников в Российской
Федерации, см. коммент. к ст.306-310, 312 НК.
Доходы, полученные российской организацией от источников за
пределами РФ, учитываются при определении ее налоговой базы в
полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской
Федерации, так и за ее пределами.
О понятии "доход от источников за пределами РФ", см. коммент.
к ст.309 НК.
При определении налоговой базы расходы, произведенные
российской организацией в связи с получением доходов от источников
за пределами РФ, вычитаются в порядке и размерах, установленных
гл.25 НК (см. коммент. к ст.249-270, 272, 273 НК).
Следует обратить внимание на то, что п.3 комментируемой
статьи содержит существенную редакционную неточность. В первом
предложении п.3 ст.311 НК установлено: "Суммы налога, выплаченные
в соответствии с законодательством иностранных государств
российской организацией, засчитываются при уплате этой
организацией налога в Российской Федерации". В гл.25 НК слово
"налог" означает "налог на прибыль организаций" (ст.247 НК),
взимаемый на основании гл.25 НК на территории РФ. Никакое
иностранное государство данный налог взимать не может. В
иностранных государствах могут взиматься налоги, схожие с налогом
на прибыль организаций, взимаемым в Российской Федерации. На наш
взгляд, данная неточность не может означать запрета для российской
организации осуществлять зачет уплаченных сумм иностранных налогов
при определении суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в
соответствии с гл.25 НК.
Размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами
РФ, не может превышать сумму налога на прибыль организаций,
подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
Зачет производится при условии представления
налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание)
налога за пределами РФ:
1) для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного
налоговым органом соответствующего иностранного государства;
2) для налогов, удержанных в соответствии с законодательством
иностранных государств или международным договором налоговыми
агентами, подтверждения налогового агента. Указанное подтверждение
действует только в течение налогового периода, в котором оно
представлено налоговому агенту.
Важно отметить, что законодатель не связывает право
российской организации на зачет уплаченных за рубежом налогов с
наличием или отсутствием соглашения об избежании двойного
налогообложения с государством, в котором были уплачены или
удержаны соответствующие налоги.
положений международных договоров РФ (главным образом, соглашений
об избежании двойного налогообложения доходов) в отношении:
1) применения налоговым агентом в соответствии с соглашением
об избежании двойного налогообложения освобождения от удержания
налога у источника выплаты либо удержания налога по пониженным
ставкам (п.1);
2) возврата налога на прибыль организаций, удержанного в
связи с получением иностранной организацией дохода от источников в
РФ (п.2).
Комментарий к пункту 1
При применении положений международных договоров РФ
иностранная организация должна представить налоговому агенту,
выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная
организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с
которым Российская Федерация имеет международный договор,
регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено
компетентным органом соответствующего иностранного государства. В
случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке,
налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
По содержанию международные налоговые соглашения
подразделяются на следующие группы:
1) соглашения об избежании двойного налогообложения
многосторонние и двусторонние соглашения, устанавливающие нормы в
соответствии с которыми достигается избежание двойного
налогообложения;
2) соглашения по вопросам взимания таможенных платежей
таможенные конвенции, Генеральное соглашение по тарифам и
торговле, Соглашение о создании зоны свободной торговли,
Соглашение о Таможенном союзе, налоговые статьи Ломейских
конвенций, Андского пакта и договоров по созданию таких
организаций;
3) соглашения о предоставлении на основе взаимности
привилегий, иммунитетов и различного рода налоговых льгот
определенным категориям учреждений (дипломатическим
представительствам, консульским учреждениям) и организаций
(международных организаций) и лиц (и членам их семей);
4) соглашения об оказании административной и правовой помощи
в налоговых вопросах (соглашения и протоколы к соглашениям,
устанавливающие правила обмена информацией между налоговыми и
иными компетентными органами; международные соглашения о
сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового
законодательства);
5) соглашения о стандартизации и унификации систем
налогообложения (доходов, имущества, по применению единых ставок и
общих правил взимания внутренних косвенных налогов и сборов: НДС,
акцизов, государственной пошлины и т.д.);
6) комбинированные соглашения - соглашения, регламентирующие
взимание различного рода налогов, освобождения от двойного
налогообложения, взаимное сотрудничество налоговых органов
(наиболее широкое распространение получили соглашения об избежании
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество).
Двойное налогообложение (международное) - термин
международного налогового права, означающий ситуацию, когда
одновременно в двух или более странах одно и то же лицо
рассматривается налоговым законодательством в качестве
налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в
качестве объекта налогообложения. Наиболее часто международное
двойное налогообложение возникает, когда лицо - резидент одной
страны получает доходы из источников, расположенных в другой
стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой
стране или осуществляет деятельность, в результате которой
возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране.
Международное двойное налогообложение может быть следствием
различий в национальных налоговых системах либо следствием
целенаправленной налоговой политики отдельных государств. Двойное
налогообложение в международных экономических отношениях может
возникать в отношении следующих налогов:
1) подоходных налогов, в том числе налогов на доходы от
денежных капиталов;
2) поимущественных налогов (налоги на имущество, как
физических лиц, так и юридических лиц, налоги на недвижимость и
т.д.);
3) налогов на имущество, передаваемое безвозмездными
способами (налоги с наследств и дарений);
4) международное налоговое право не содержит общих правил,
запрещающих международное двойное налогообложение. Любое
государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей
территории в соответствии с национальным налоговым
законодательством.
Для избежания международного двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество могут применяться
односторонние меры (зачет уплаченных за рубежом налогов: см.
коммент. к ст.310, 311 НК; отмена обложения доходов из иностранных
источников), либо заключаются соглашения об избежании двойного
налогообложения доходов и имущества.
Соглашения об избежании двойного налогообложения (договоры,
конвенции) - многосторонние и двусторонние соглашения,
устанавливающие нормы, в соответствии с которыми достигается
избежание двойного налогообложения:
1) доходов, получаемых физическими лицами и юридическими
лицами;
2) имущества и доходов от реализации имущества;
3) доходов и имущества в сфере международных перевозок;
4) доходов от авторских прав и лицензий (интеллектуальной
собственности).
Соглашения об избежании двойного налогообложения могут
распространяться на все виды налогов на доходы и капитал
(имущество) либо на отдельные виды налогов.
Основные цели соглашений:
1) устранение двойного налогообложения;
2) предотвращение уклонения от налогов и уменьшения
возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания
налога.
Как правило, соглашения содержат:
1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением
(статья "Налоги, на которые распространяется соглашение");
2) определение круга лиц, на которых распространяется
соглашение;
3) определения и установления условий налогообложения
(ограничений по налогообложению) в государстве - источнике дохода
таких видов доходов, как:
- прибыль от коммерческой деятельности;
- дивиденды;
- проценты;
- ройялти;
- доходы от зависимой личной деятельности (доходы от работы
по найму);
- доходы от независимой личной деятельности (вознаграждения и
гонорары);
- других доходов;
4) определение способов избежания двойного налогообложения
(освобождение от налогообложения или применение иностранного
налогового кредита);
5) установление порядка выполнения соглашения сторонами
(вступление в силу, срок действия, порядок прекращения действия
соглашения, применение взаимосогласительных процедур и т.д.).
Договаривающееся Государство - термин международного
налогового права, означающий одну из сторон международного
договора (соглашения об избежании двойного налогообложения).
Соответствующая статья или пункт соглашения обычно определяют ту
территорию, на которую распространяется действие соглашения.
Применительно к Российской Федерации данный термин при
использовании в географическом смысле означает территорию РФ,
включая территориальное море, а также исключительную экономическую
зону и континентальный шельф, где Российская Федерация
осуществляет свой суверенитет или права и юрисдикцию в
соответствии с нормами международного права и в которых действует
налоговое законодательство РФ (законодательство РФ о налогах и
сборах).
Применительно к другим Договаривающимся Государствам обычно
указываются те территории, на которые распространяется либо не
распространяется действие соглашения. По Договору РФ - США от
17.06.92 термин "Соединенные Штаты" означает Соединенные Штаты
Америки, но не включает Пуэрто-Рико, Виргинские острова, Гуам или
любое другое владение или территорию Соединенных Штатов. При
использовании в географическом смысле термин "Соединенные Штаты"
включает территориальное море, а также экономическую зону и
континентальный шельф, в которых Соединенные Штаты могут для
определенных целей осуществлять суверенные права и юрисдикцию в
соответствии с международным правом и в которых действует
налоговое законодательство Соединенных Штатов. В Соглашении СССР -
Королевство Норвегии от 15.02.80 территория действия Соглашения
определялась следующим образом: "Термин "Договаривающиеся
Государства" означает, в зависимости от контекста, Союз Советских
Социалистических Республик (СССР) или Королевство Норвегии
(Норвегия), исключая архипелаг Шпицберген (Свальбард) с Медвежьим
островом и остров Ян-Майен".
Правильное понимание того, входит или не входит та или иная
зависимая территория, острова, участки континентального шельфа в
ту территорию Договаривающегося Государства, на которую
распространяется соглашение, имеет значение как для иностранных
лиц, осуществляющих экономическую деятельность на территории
страны пребывания, так и для национальных фирм, осуществляющих
свою деятельность за рубежом.
В отдельных случаях для практического применения норм
соглашений об устранении двойного налогообложения необходимо
получить официальное подтверждение компетентных органов о
распространении на данную конкретную территорию действия
соглашения. В отдельных договорах термин "Договаривающееся
Государство" может содержаться в специальной статье
"Территориальная сфера применения Соглашения". Указания на
территориальную сферу применения соглашений могут содержаться и в
других статьях.
Лица, к которым применяются соглашения об избежании двойного
налогообложения - понятие международного налогового права, в
соответствии с которым устанавливаются критерии распространения
или нераспространения норм соглашений об избежании двойного
налогообложения к тем или иным физическим лицам и (или)
юридическим лицам. Все соглашения об избежании двойного
налогообложения применяются к лицам, которые являются лицами с
постоянным местопребыванием в одном или обоих Договаривающихся
Государствах.
В большинстве соглашений РФ термин "лицо с постоянным
местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве" означает
любое лицо или любое образование, которое по законодательству
этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего
местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации в
качестве юридического лица или любого иного аналогичного критерия.
В случае, если доход получается полным товариществом, партнерством
или фондом, постоянное местопребывание определяется в соответствии
с постоянным местопребыванием лица, подлежащего налогообложению в
отношении такого дохода. Последнее положение может иметь различия
в отдельных соглашениях.
Если в соответствии с вышеизложенным лицо, не являющееся
физическим лицом, является лицом с постоянным местопребыванием в
обоих Договаривающихся Государствах, оно считается лицом с
постоянным местопребыванием для целей налогообложения в том
Договаривающемся Государстве, в котором расположен его фактический
руководящий орган.
Налоги, на которые распространяется соглашение об избежании
двойного налогообложения - обязательная статья либо пункт
соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и
имущества.
Соглашения обычно распространяются на налоги с доходов
физических лиц и юридических лиц (подоходные налоги), на
поимущественные налоги (налоги на имущество физических и
юридических лиц), а также на налоги на доходы от денежных
капиталов, налоги на прирост капитала и другие виды налогов на
доходы от владения и использования имущества. Конкретные виды
налогов, на которые распространяются соглашения, как правило,
перечисляются в соглашении.
В большинстве соглашений РФ (бывшего СССР) налоги, на которые
распространяется соглашение, определяются следующим образом:
"1. Настоящее Соглашение распространяется на налоги с доходов
и имущества или части общего дохода, или общего имущества,
взимаемых в соответствии с законодательством каждого из
Договаривающихся Государств, независимо от метода их взимания.
2. Налоги, на которые распространяется настоящее Соглашение:
а) в первом Договаривающемся Государстве (указываются
конкретные налоги);
б) во втором Договаривающемся Государстве (указываются
конкретные налоги).
3. Настоящее Соглашение будет применяться также к любым по
существу аналогичным налогам, предусмотренным п.1 настоящей
статьи, которые будут взиматься после даты подписания этого
Соглашения в дополнение к существующим налогам или вместо них,
включая налоги, по существу аналогичные тем, которые в настоящее
время действуют в одном Договаривающемся Государстве, но
отсутствуют в другом Договаривающемся Государстве и которые в
последующем будут введены другим Государством. Компетентные органы
Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга о
существенных изменениях в их налоговых законодательствах".
Статьи, определяющие виды налогов, на которые
распространяется соглашение, значительно различались в
соглашениях, заключенных Россией (СССР) с разными странами. Это
определялось:
1) спецификой налогообложения в странах, с которыми
заключались соглашения;
2) стремлениями договаривающихся сторон расширить или сузить
сферу действия соглашений;
3) налоговыми изменениями, которые происходили в
договаривающихся государствах в различные периоды.
Для практического применения соглашений об устранении
двойного налогообложения этот раздел (как правило, ст.2
Соглашения) имеет особое значение. В некоторых случаях трудно
определить, распространяется ли действие соглашения на вновь
вводимые налоги, а также на налоги, взимаемые на региональном и
местном уровнях.
Как правило, соглашения всегда распространяются на
федеральные (центральные) налоги на доходы юридических лиц,
подоходные налоги с физических лиц и федеральные (центральные)
налоги на имущество юридических и физических лиц. Различия между
соглашениями, заключенными с разными странами, часто заключаются в
распространении или нераспространении действия соглашений на
налогообложение фондов заработной платы, налоги, установленные в
отношении доходов от инвестиций частных лиц и организаций,
налогообложение прироста капитала региональными налогами и
местными налогами.
Несмотря на то, что практически все соглашения об избежании
двойного налогообложения содержат положения, аналогичные п.3 ст.2
Типового соглашения (распространение действия соглашения на вновь
вводимые аналогичные налоги), для практического применения
соглашений к тем или иным новым налогам и сборам иногда необходимо
располагать письменным подтверждением компетентного органа о том,
что тот или иной налог или сбор включен в число налогов, на
которые распространяется действие конкретного соглашения.
Соглашения России об избежании двойного налогообложения
доходов и имущества. В настоящее время действует свыше 70
международных соглашений (конвенций, договоров), заключенных
Российской Федерацией с иностранными государствами по вопросам
избежания двойного налогообложения доходов. Наряду с соглашениями,
заключенными Правительством РФ, продолжают действовать соглашения,
заключенные правительством СССР.
К действующим двусторонним соглашениям (конвенциям,
договорам) об избежании двойного налогообложения доходов, а в
некоторых случаях и имущества, относятся следующие соглашения,
заключенные Правительством РФ (бывшим СССР):
1) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Итальянской Республики об освобождении от двойного налогообложения
в области эксплуатации воздушного сообщения (Рим, 16 сентября 1971
г.);
2) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об
устранении двойного налогообложения авиатранспортных предприятий и
их служащих (Лондон, 3 мая 1974 г.);
3) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Итальянской Республики об освобождении от двойного налогообложения
в области морского судоходства (Москва, 20 ноября 1975 г.);
4) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Греческой Республики об освобождении от двойного налогообложения
на доходы от морских и воздушных перевозок (Москва, 27 января 1976
г.);
5) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Аргентинской Республики об устранении двойного налогообложения в
области международных морских и воздушных перевозок (Буэнос-Айрес,
30 марта 1979 г.);
6) Соглашение между СССР и Королевством Норвегии об избежании
двойного налогообложения доходов и имущества (15 февраля 1980 г.);
7) Соглашение между СССР и Австрийской Республикой об
устранении двойного налогообложения доходов и имущества (10 апреля
1981 г.);
8) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Канады об избежании двойного налогообложения доходов (13 июня 1985
г.);
9) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Ирландии об устранении двойного налогообложения авиатранспортных
предприятий и их служащих (Дублин, 17 декабря 1986 г.);
10) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Малайзии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов
на доходы (31 июля 1987 г.);
11) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Финляндской Республики об устранении двойного налогообложения в
отношении подоходных налогов (6 октября 1987 г.);
12) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения доходов
и имущества (17 декабря 1987 г.);
13) Соглашение между Правительством СССР и Правительством
Алжирской Народной Демократической Республики об устранении
двойного налогообложения доходов, полученных от эксплуатации
международных воздушных линий (Алжир, 11 июня 1988 г.);
14) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и
имущества (22 мая 1992 г.);
15) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Социалистической Республики Вьетнам об избежании двойного
налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в
отношении налогов на доходы (Ханой, 27 мая 1993 г.);
16) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество (София, 8 июня 1993 г.);
17) Соглашение между Российской Федерацией и Великим
Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество (Москва, 28 июня 1993 г.);
18) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения
доходов и имущества (Москва, 2 марта 1994 г.);
32) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Армения об устранении двойного налогообложения на
доходы и имущество (Москва, 28 декабря 1996 г.);
33) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы (Москва, 25 марта 1997 г.);
34) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 3 июля 1997 г.);
35) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Королевства Марокко об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 4 сентября 1997
г.);
36) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Арабской Республики Египет об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на
доходы и капитал (Москва, 23 сентября 1997 г.);
37) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Корейской Народно-Демократической Республики об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва,
26 сентября 1997 г.);
38) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Македония об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество (Скопье, 21 октября 1997
г.);
39) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы (Анкара, 15 декабря 1997 г.);
40) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Туркменистана об устранении двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы и имущество (Ашхабад, 14 января 1998 г.);
41) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Исламской Республики Иран об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на
доходы и капитал (Тегеран, 6 марта 1998 г.);
42) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Государства Катар об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы (Москва, 20 апреля 1998 г.);
43) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы и капитал (Никозия, 5 декабря 1998 г.);
44) Соглашение между Правительством РФ и Правительством
Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы (Москва, 13
января 1999 г.);
45) Конвенция между Правительством СССР и Правительством
Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения
доходов (26 февраля 1985 г.);
46) Конвенция между Правительством СССР и Правительством
Испании об избежании двойного налогообложения доходов и имущества
(Мадрид, 1 марта 1985 г.);
47) Конвенция между Правительством СССР и Правительством
Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об
устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы
и прирост стоимости имущества (31 июля 1985 г.);
48) Конвенция между Правительством СССР и Правительством
Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов
на доходы (18 января 1986 г.);
49) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Республики Корея об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы (Сеул, 19 ноября 1992 г.);
50) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы (Стокгольм, 15 июня 1993 г.);
51) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Румынии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов
на доходы и имущество (Москва, 27 сентября 1993 г.);
52) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об
избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от
налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости
имущества (Москва, 15 февраля 1994 г.);
53) Конвенция между Российской Федерацией и Венгерской
Республикой об избежании двойного налогообложения в отношении
налогов на доходы и имущество (Будапешт, 1 апреля 1994 г.);
54) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы (Москва, 25 апреля 1994 г.);
55) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Республики Албании об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 11 апреля 1995
г.);
56) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Республики Филиппины об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы (Манила, 26 апреля 1995 г.);
57) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество (Москва, 16 июня 1995 г.);
58) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Республики Словения об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и имущество (Люблян, 29 сентября 1995
г.);
59) Конвенция между Правительством РФ и Cоюзным
Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва,
12 октября 1995 г.);
60) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы и капитал (Прага, 17 ноября 1995 г.);
61) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество (Москва, 8 февраля 1996 г.);
62) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в
отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения
от налогообложения (Рим, 9 апреля 1996 г.);
63) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Республики Мали об избежании двойного налогообложения и
установлении правил оказания взаимной помощи в отношении налогов
на доходы и имущество (Бамако, 25 июня 1996 г.);
64) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал
(Москва, 18 октября 1996 г.);
65) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Французской Республики об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового
законодательства в отношении налогов на доходы и имущество (Париж,
26 ноября 1996 г.);
66) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Ливанской Республики об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы (Москва, 8 апреля 1997 г.);
67) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Республики Намибия об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на
доходы (Москва, 31 марта 1998 г.);
68) Конвенция между Правительством РФ и Правительством
Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на
доходы и капитал (Мадрид, 16 декабря 1998 г.);
69) Договор между Российской Федерацией и Соединенными
Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на
доходы и капитал (Вашингтон, 17 июня 1992 г.).
Действующие международные соглашения России об избежании
двойного налогообложения доходов и имущества существенно
различаются по целому ряду вопросов, в том числе в отдельных
соглашениях нередко используются особые понятия и термины.
Помимо общих международных соглашений об устранении двойного
налогообложения действует ряд специальных двусторонних соглашений,
главным образом по устранению двойного налогообложения в сфере
международных (морских и воздушных) перевозок, заключенных
правительством СССР. Такие соглашения заключены с Алжирской
Народно-Демократической Республикой (от 11.08.88), с Аргентинской
Республикой (от 30.03.79), с Греческой Республикой (от 27.01.76),
Иракской Республикой (от 26.09.74), Ирландией (от 17.12.86),
Французской Республикой (от 04.03.70).
Россия является членом Женевских дипломатических и
консульских конвенций, а также многосторонней Конвенции об
избежании двойного налогообложения выплат авторского
вознаграждения (Мадрид, 13 декабря 1979 г.).
В отношениях с отдельными странами в 1990-е гг. продолжали
действовать соглашения между странами Совета Экономической
Взаимопомощи об устранении двойного налогообложения доходов и
имущества физических лиц (заключено 27 мая 1977 г.; в отношении
Монголии, Словакии и Чехии), а также об устранении двойного
налогообложения доходов и имущества юридических лиц (заключено 17
мая 1978 г.; продолжало действовать в отношении тех же стран).
Самостоятельную группу составляют двусторонние соглашения об
избежании двойного налогообложения доходов и имущества Российской
Федерации со странами - членами СНГ: соглашение с Азербайджанской
Республикой (от 03.07.97), соглашение с Республикой Беларусь (от
21.04.95), соглашение с Республикой Узбекистан (от 02.03.94;
ратифицировано 24.04.95), с Украиной (от 08.02.95).
Основной документ, регламентирующий взаимоотношение стран -
членов СНГ в сфере налогообложения, - Соглашение между
правительствами государств участников "О согласованных принципах
налоговой политики" от 13.03.92. В соответствии с этим документом
с целью обеспечения единого методологического подхода к заключению
Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и
имущества главы правительств договорились использовать между собой
и с третьими странами Типовое соглашение. Эта договоренность была
закреплена в Протоколе "Об унификации подхода и заключения
Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и
имущества" от 15.05.92 Протокол был подписан в г. Ташкенте
(Узбекистан) в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр Протокола хранится в Архиве Правительства
Республики Беларусь, которое направило государствам, подписавшим
Протокол, его заверенную копию. Этот документ был подписан
представителями одиннадцати Правительств: Азербайджанской
Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, Республики
Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и
Республики Молдова. Принятое Типовое соглашение является
приложением к указанному Протоколу. Текст Типового соглашения
идентичен Типовому соглашению об избежании двойного
налогообложения доходов и имущества, утвержденному Правительством
РФ в Постановлении от 28.05.92 N 352 "О заключении
межправительственных соглашений об избежании двойного
налогообложения доходов и имущества". Правительство РФ
постановило: одобрить представленный Минфином России проект
Типового соглашения, поручить Минфину России с привлечением
Госналогслужбы России и заинтересованных министерств и ведомств
провести переговоры с уполномоченными органами других государств о
заключении межправительственных соглашений об избежании двойного
налогообложения доходов и имущества и подписать указанные
соглашения от имени Правительства РФ. Минфину России разрешено в
случае необходимости вносить в проект Типового соглашения
изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
Изменения и дополнения, имеющие принципиальный характер, могут
быть внесены в проект Типового соглашения по решению Правительства
РФ.