«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 54% |
В комментируемой статье устанавливается значение понятия
"налоговый учет", а также общие требования, предъявляемые к
налоговому учету.
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого
отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения
налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных
первичных учетных документов, сгруппированных в соответствии с
порядком, предусмотренным в ст.313-333 НК.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.11.96. N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.03)*(270) все
хозяйственные операции, проводимые организацией, должны
оформляться оправдательными документами. Эти документы служат
первичными учетными документами, на основании которых ведется
бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах
унифицированных форм первичной учетной документации, а документы,
форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать
следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен
документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном
выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение
хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных
документов, утверждает руководитель организации по согласованию с
главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные
операции с денежными средствами, подписываются руководителем
организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то
лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент
совершения операции, а если это не представляется возможным
непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное
оформление первичных учетных документов, передачу их в
установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также
достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица,
составившие и подписавшие эти документы.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не
допускается. В остальные первичные учетные документы исправления
могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных
операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц,
которые подписали документы, с указанием даты внесения
исправлений.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о
хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов
составляются сводные учетные документы. Первичные и сводные
учетные документы могут составляться на бумажных и машинных
носителях информации. В последнем случае организация обязана
изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных
носителях для других участников хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с
законодательством РФ, суда и прокуратуры.
Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами
дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами,
налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их
постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный
бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с
разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих
изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты
изъятия (ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете").
В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится
недостаточно информации для определения налоговой базы в
соответствии с требованиями гл.25 НК, налогоплательщик вправе
самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета
дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры
налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового
учета.
Налоговый учет осуществляется в целях:
1) формирования полной и достоверной информации о порядке
учета для целей налогообложения хозяйственных операций,
осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового)
периода;
2) обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей
для контроля за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль
организаций.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком
самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения
норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно
от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового
учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для
целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом
(распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе
устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов
налогового учета.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и
(или) объектов в целях налогообложения осуществляется
налогоплательщиком в случае изменения законодательства РФ о
налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении
изменений в учетную политику для целей налогообложения
принимается:
1) при изменении применяемых методов учета - с начала нового
налогового периода;
2) при изменении законодательства о налогах и сборах - не
ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного
законодательства.
В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды
деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной
политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения
для целей налогообложения этих видов деятельности.
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами,
органами государственных внебюджетных фондов и таможенными
органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами,
экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным
законом.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности,
использование или передача другому лицу производственной или
коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной
должностному лицу налогового органа, органа государственного
внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному
специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Поступившие в налоговые органы, органы государственных
внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие
налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют
должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС РФ,
органами государственных внебюджетных фондов и ГТК РФ.
Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну
сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность,
предусмотренную федеральными законами.