«««Назад | Оглавление | Каталог библиотеки | Далее»»»
Прочитано: 34% |
Налоговый период - календарный год или иной период времени
применительно к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате. Налоговый период - один из основных элементов
налогообложения, которые должны быть определены в акте
законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался
установленным. Налоговый период может состоять из одного или
нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются
авансовые платежи (ст.55 НК).
Комментарий к пункту 1
Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций
признается календарный год.
Если организация была создана после начала календарного года,
первым налоговым периодом для нее является период времени со дня
ее создания до конца данного года. При этом днем создания
организации признается день ее государственной регистрации. При
создании организации в день, попадающий в период времени с 1
декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является
период времени со дня создания до конца календарного года,
следующего за годом создания.
Если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца
календарного года, последним налоговым периодом для нее считается
период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации
или реорганизации (ликвидация юридического лица, реорганизация
юридического лица). Если организация, созданная после начала
календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого
года, налоговым периодом для нее является период времени со дня
создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была
создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31
декабря текущего календарного года, и ликвидирована
(реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего
за годом создания, налоговым периодом для нее является период
времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной
организации. Эти правила не применяются в отношении организаций,
из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна
или несколько организаций.
Комментарий к пункту 2
Отчетными периодами по налогу на прибыль организаций
признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного
года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих
ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной
прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до
окончания календарного года.
В комментируемой статье устанавливается порядок исчисления
налога на прибыль организаций и авансовых платежей.
Порядок исчисления налога - порядок определения сумм
налоговых платежей по конкретному виду налогообложения. Порядок
исчисления налога - один из основных элементов налогообложения,
которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и
сборах для того, чтобы налог считался установленным.
Порядок исчисления налога может быть изменен в соответствии
со специальными режимами налогообложения.
Комментарий к пункту 1
Налог на прибыль организаций определяется как соответствующая
налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в
соответствии со ст.274 НК (см. коммент. к ней).
Комментарий к пункту 2
Если иное не установлено п.4 и 5 ст.286 НК, сумма налога по
итогам налогового периода определяется налогоплательщиком
самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное
не предусмотрено ст.286 НК, налогоплательщики исчисляют сумму
авансового платежа, исходя из налоговой ставки и прибыли,
подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с
начала налогового периода до окончания отчетного (налогового)
периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют
сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном
ст.286 НК.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате:
- в первом квартале текущего налогового периода, принимается
равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате
налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового
периода;
- во втором квартале текущего налогового периода, принимается
равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за
первый отчетный период текущего года;
- в третьем квартале текущего налогового периода, принимается
равной одной трети разницы между суммой авансового платежа,
рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа,
рассчитанной по итогам первого квартала;
- в четвертом квартале текущего налогового периода,
принимается равной одной трети разницы между суммой авансового
платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой
авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового
платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в
соответствующем квартале не осуществляются.
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление
ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной
прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм
авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из
налоговой ставки и фактически полученной прибыли, рассчитываемой
нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания
соответствующего месяца.
При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в
бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых
платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных
авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом
налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего
налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему
уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых
платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение
налогового периода.
Комментарий к пункту 3
Следующие налогоплательщики уплачивают только квартальные
авансовые платежи по итогам отчетного периода:
1) организации, у которых за предыдущие четыре квартала
доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст.249 НК
(см. коммент. к ней), не превышали в среднем 3 млн рублей за
каждый квартал;
2) бюджетные учреждения;
3) иностранные организации, осуществляющие деятельность в
Российской Федерации через постоянное представительство;
4) некоммерческие организации, не имеющие дохода от
реализации товаров (работ, услуг);
5) участники простых товариществ в отношении доходов,
получаемых ими от участия в простых товариществах;
6) инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов,
полученных от реализации указанных соглашений;
7) выгодоприобретатели по договорам доверительного
управления.
Комментарий к пункту 4
Если налогоплательщик - иностранная организация, получающая
доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным
представительством в РФ, обязанность по определению суммы налога,
удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению
налога на прибыль организаций в бюджет возлагается на российскую
организацию или иностранную организацию, осуществляющую
деятельность в РФ через постоянное представительство (налоговых
агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.
Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате
(перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
Комментарий к пункту 5
Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам
доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по
государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим
налогообложению в соответствии с гл.25 НК, определяют сумму налога
на прибыль организаций отдельно по каждому такому
налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных
доходов:
1) если источник доходов налогоплательщика - российская
организация, обязанность удержать налог из доходов
налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот
источник доходов (в этом случае налог в виде авансовых платежей
удерживается из доходов налогоплательщика при каждой выплате таких
доходов);
2) при реализации государственных и муниципальных ценных
бумаг, при обращении которых предусмотрено признание доходом,
полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного
процентного (купонного) дохода, налогоплательщик - получатель
дохода самостоятельно осуществляет исчисление и уплату налога с
таких доходов.
Информация о видах ценных бумаг, по которым применяется
порядок, установленный п.5 ст.286 НК, доводится до
налогоплательщиков уполномоченным Правительством РФ федеральным
органом исполнительной власти.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.01
N 925 "О дополнительных полномочиях Министерства Финансов
Российской Федерации"*(215) Минфин России уполномочен доводить до
сведения налогоплательщиков информацию о видах государственных и
муниципальных ценных бумаг, по которым не представляется возможным
определить у источника доходов сумму дохода, подлежащего
налогообложению.
Приказом Минфина России от 05.08.02 N 80н*(216) утвержден
Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при
обращении которых предусмотрено признание получения продавцом
процентного дохода, включающий:
1) облигации федеральных займов;
2) государственные краткосрочные бескупонные облигации;
3) облигации государственного сберегательного займа РФ;
4) облигации внутреннего государственного валютного
облигационного займа;
5) государственные ценные бумаги субъектов РФ, условия
эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и
аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных
бумаг РФ, указанных в п.1-4 Перечня;
6) муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых
зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям
эмиссии и обращения государственных ценных бумаг РФ, указанных в
п.1-4 Перечня.
Комментарий к пункту 6
Организации, созданные после 1 января 2002 г., начинают
уплачивать ежемесячные авансовые платежи по истечении полного
квартала с даты их государственной регистрации.
Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде
авансовых платежей
В комментируемой статье устанавливаются:
1) сроки уплаты налога на прибыль организаций и сроки уплаты
налога в виде авансовых платежей;
2) порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога в
виде авансовых платежей.
Срок уплаты налогов (сборов) - календарная дата,
установленная или определяемая в соответствии с актами
законодательства о налогах и сборах, являющаяся последним днем,
когда должна быть произведена уплата налога. Сроки уплаты налогов
являются одним из основных элементов налогообложения, которые
должны быть определены для того, чтобы налог считался
установленным. Правила определения сроков, в том числе и для
уплаты налогов, приведены в ст.57 НК. Сроки уплаты налогов и
сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается
только в порядке, предусмотренном НК. При уплате налога и сбора с
нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора)
уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой
или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами,
месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое
должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть
совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых
правоотношений устанавливаются НК применительно к каждому такому
действию. В случаях, когда расчет налоговой базы производится
налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее
даты получения налогового уведомления. Правила изменения срока
уплаты налога (сбора), а также изменения срока уплаты пени
определены ст.61-68 НК.
Важно отметить, что в актах законодательства о налогах и
сборах срок определяется календарной датой или истечением периода
времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами,
неделями или днями. Срок может определяться также указанием на
событие, которое должно неизбежно наступить. Порядок исчисления
сроков, установленных законодательством о налогах и сборах,
приведен в ст.61 НК.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и
число последнего года срока. При этом годом (за исключением
календарного года) признается любой период времени, состоящий из
двенадцати календарных месяцев, следующих подряд. Срок,
исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего
месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам,
отсчет кварталов ведется с начала года. Срок, исчисляемый
месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего
месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если
окончание срока приходится на месяц, в котором нет
соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого
месяца. Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день
недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из
пяти рабочих дней, следующих подряд.
В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий
день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним
рабочий день.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть
выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо
денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов
последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
Если сроки для совершения действий определяются точной
календарной датой, то действие может быть совершено в течение
всего периода времени до наступления этой даты.
Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или
днями, начинается на следующий день после календарной даты или
наступления события, которыми определено его начало.
Порядок уплаты налогов (сборов) - порядок внесения или
перечисления налоговых платежей в бюджет; один из основных
элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте
законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался
установленным.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога
либо в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами
законодательства о налогах и сборах. Подлежащая уплате сумма
налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или
налоговым агентом в установленные сроки уплаты налога.
Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент,
являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу
сельского или поселкового органа местного самоуправления либо
через организацию связи Государственного Комитета РФ по связи и
информатизации.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается
применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов
устанавливается НК (ст.58 НК).
Порядка уплаты налога для конкретного налогоплательщика может
быть изменен в связи с применением к нему специального режима
налогообложения.